В Театральном музее открылась выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда»

Выставка (12+) стала завершающим аккордом в череде событий, посвященных 150‑летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Она не монографическая. Охватить весь творческий путь Мейерхольда — задача, наверное, невыполнимая. Кураторы предлагают другой ракурс, собирая выставку, как мозаику, из трех важнейших для Мейерхольда тем: «Влечение к строительству», «Ревизор», «Петербург». Все они сплелись в тугой узел в судьбе режиссера.

В Театральном музее открылась выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Мы наш, мы новый мир построим…»

Юрий Сучков, театральный художник, дизайнер выставки, оформил пространство трех залов как строительную площадку. Бетонные стены, такой же пол, арматура… В этом решении много смыслов. И отсылка к Петербургу, городу, построенному, словно по мановению руки Пет­ра I, на болоте в кратчайший срок. И строительство нового государства после революции. И, конечно, мечта Мейерхольда о постройке нового здания театра имени себя в Москве.

Режиссер задумал создать нечто грандиозное, суперсовременное, по самому последнему слову техники, со сценой-трансформером, раздвигающимся куполом-потолком… Трогательная деталь: предусмат­ривалась даже вентиляция в спинках кресел для курящих. Было несколько проектов — чертежи можно увидеть. В конце концов остановились на идее архитектора Щусева. Здание предполагалось увенчать так называемой творческой башней, в которой разместились бы лаборатории для членов постановочной команды.

Творческая башня Мейерхольда, так и непостроенная, перекликается с башней Татлина. Мы видим ее модель в одном из залов. Закрученную в спираль башню III Интернационала предполагалось построить, по выражению самого Татлина, «из железа, стекла и революции». Чего‑то не хватило. Замысел остался лишь на бумаге.

Эрмитажная картина «Вавилонская башня» (художник неизвестен) напоминает об еще одном грандиозном невоплощенном проекте. Как помним из Библии, Господь не допустил.

Глядя на все эти башни из разных времен, вспоминаешь и башню из слоновой кости. Место уединения художника. Мейерхольду отгородиться от мира и свободно творить не удалось.

«Разве нужен такой театр?»

О трагедии художника выставка говорит языком документов, без гнева и пристрастия. Вырезка из пожелтевшей газеты «Правда» от 17 декаб­ря 1937 года. Платон Керженцев пишет в статье-доносе: «В те дни, когда наши театры показали десятки новых произведений, отразившие величайшие проблемы строительства социализма, борьбу с врагами народа — театр им. Мейерхольда оказался полным политическим банкротом. Он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства. Разве нужен такой театр советскому искусству и советским зрителям?».

Рядом — еще одна вырезка из «Правды», от 8 января 1938 года. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации театра им. Вс. Мейерхольда». В этот день в театре сыграли последний спектакль. Это был «Ревизор», который исполнили в 440‑й раз.

Немая сцена

Знаменитый спектакль Мейерхольда «Ревизор» по комедии Гоголя стал центром нынешней выставки, как видно уже из ее названия. Премьера состоялась 9 декабря 1926 года, спустя ровно 90 лет пос­ле первого показа гоголевской комедии на сцене Александринского театра. На выставке видим афишу, возвещающую о том, что «актерами Государственного театра имени Вс. Мейерхольда представлен будет Ревизор, в новом виде, совершенно переделанный, с переменами, прибавлениями, новыми сценами».

Из Театрального музея им. Бахрушина приехали черно-белые фотографии сцен из «Ревизора», эскизы костюмов и декораций, выполненных Владимиром Дмитриевым и Ильей Шлепяновым. Как вспоминал впоследствии Дмитриев, художнику приходилось следовать за идеями режиссера. Для «Ревизора» Мейерхольд придумал идею множества дверей, поворачивающихся на осях. При этом подчеркивал, что «им надо придать вид замусоленности, провинциальной пыли, мути, серова­тости, как в мутном аквариуме…».

Также зрители могут увидеть два макета сценического оформления спектаклей. В том числе макет знаменитой немой сцены, когда актеры по замыслу режиссера заменялись куклами — их точными копиями, изготовленными в театральной ­мастерской.

Главная сенсация выставки

На закрывшейся 17 ноября в Музее-­квартире Исаака Бродского выставке «Гоголь. Точки соприкосновения» центральной темой тоже был «Ревизор». Там можно было видеть эскизы мозаики со сценами пьесы Гоголя, предназначенные для декорирования театрального фасада, а также фотографии дошедших до наших дней нескольких мозаичных порт­ретов. На них запечатлены актеры, игравшие в «Ревизоре». Сейчас в Театральном музее зрители могут увидеть — впервые! — шесть мозаичных портретов, предоставленных мозаичной мастерской Российской академии художеств.

Созданию мозаик тогда предшествовала колоссальная работа молодых художников Василия Бордиченко и Бориса Покровского. Они посмотрели спектакль десятки раз и сделали с натуры примерно 120 зарисовок мизансцен и портретов ведущих актеров театра.

Мастера мозаичной мастерской Академии художеств, которой руководил Владимир Фролов, успели создать пять монументальных панно, когда строительство театра было остановлено. Недостроенное здание передали московской Филармонии, а затем, по прошествии времени, там обосновался Концертный зал имени Чайковского. Судьба панно неизвестна.

«Земля дыбом»

На выставке несколько портретов Всеволода Мейерхольда. Один, хорошо нам знакомый, кисти Алек­сандра Головина, из собрания нашего Музея театрального и музыкального искусства. Мейерхольд запечатлен в красной феске.

Другой великолепный портрет приехал из Третьяковки, и видели его вживую, думаю, далеко не все. Портрет написал Петр Вильямс в 1925 году. Художник изобразил Мейерхольда на фоне театральных конструкций, созданных Любовью Поповой для спектакля «Земля дыбом», поставленного в 1923 году по переработанной пьесе Марселя Мартинэ «Ночь». Режиссер в ярко-рыжем кожаном пальто выглядит величественным, как египетский фараон. Лицо изображено в профиль, фигура — в фас.

Спектакль, поставленный к пятилетию революции, Мейерхольд посвятил не только Красной армии, но и «ее героическому вождю и организатору Л. Д. Троцкому».

Последний портрет Всеволода Мейерхольда, которого так любили изображать выдающиеся художники того времени, — две тюремные фотографии: в фас и в профиль. Сквозь постаревшее лицо проглядывают грустный Пьеро, доктор Дапертутто, чеховский Костя Треплев… Он отрекся от «Мира искусства», Сереб­ряного века, всей этой «музейной канители» ради служения революции, переустройства мира, создания нового искусства. Но, как известно, те, кто служит революции, часто становятся ее первыми жертвами. Режиссер был арестован в 1939 году в Ленинграде, куда приехал, чтобы поставить парад физкультурников. На стене — приговор Военной коллегии Верховного суда Союза ССР. Там, в частности, написано, что «Мейерхольд является троцкис­том с 1923 года». Вот когда аукнулась «Земля дыбом». В 1940‑м Всеволод Мейерхольд был расстрелян.

Выставка продлится до 6 апреля.

Читайте также:

Выдающийся оперный баритон Амброджио Маэстри впервые выступил в Мариинском-2

На сцене БДТ фестиваль «Дягилев. P. S.» представил спектакль «Сказки Перро» театра «Урал Опера Балет»


#выставка #театральный музей #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7806) от 04.12.2024 под заголовком «​Строитель чудотворный».


Комментарии