2Vtzqv4Hz9U

В Театральном музее открылась выставка к 100-летию Федерико Феллини

В Театральном музее на площади Островского открылась выставка «Феллини: 100». Дань благодарности и восхищения великому итальянскому кинорежиссеру, чьи фильмы кинорежиссер Алексей Герман-старший однажды назвал «божественным сошествием духа».

В Театральном музее открылась выставка к 100-летию Федерико Феллини | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Выставка совсем маленькая. Как рассказала директор Театрального музея Наталья Метелица, она должна была открыться в апреле, переехав из московского Музея кино. Но коронавирус сломал все планы.

Выставка все-таки приехала, но не целиком. Но все равно здесь есть на что посмотреть и поклонникам маэстро, и людям, лишь открывающим для себя созданный им мир. Фотографии из семейного архива с черноглазым мальчишкой, окруженным многочисленной родней. Письма к жене и музе – Джульетте Мазине. Афиши фильмов. И, конечно, самое интересное – его рисунки, в которых есть ирония, гротеск, эротика, нежность... Все, что растворено в его фильмах.

– Феллини принадлежит не только Италии, – сказала Наталья Метелица, обращаясь к итальянским коллегам. – Но и всем нам. У каждого из нас свой Феллини.

Об этом говорил и Константин Сухенко, председатель комитета по культуре. Он вспомнил свою юность, когда фильмы итальянского режиссера нужно было ловить на кинофестивалях.

– Я уверена в любви российского зрителя к фильмам Феллини, известно, что его работы любили даже в советские годы, несмотря на то что их не показывали на широком экране и подвергали серьезной цензуре, – сказала на вернисаже директор Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге Паола Чони.

Да, наша любовь к Феллини началась в 1957 году, когда на прошедшем в Москве Всемирном фестивале молодежи и студентов показали «Ночи Кабирии». Потом была «Сладкая жизнь». Позже – «Амаркорд», «И плывет корабль», «Репетиция оркестра». Я помню, как в конце 1980-х попала на просмотр «Казановы...» в Доме кино. Шла по льду, покрытому водой, – была перестройка, город не убирали вообще. Но разве можно было упустить возможность увидеть фильм?

Три костюма, представленные на выставке, как раз из «Казановы...». Об их создателе стоит сказать отдельно. Данило Донати – один из соавторов Феллини. За костюмы к «Казанове Феллини», тонко воссоздающие стиль Венеции XVIII века, он был удостоен «Оскара». Исторические костюмы были его коньком. Именно он одел «Сатирикон» Феллини, передав всю безумную роскошь Римской империи периода упадка.

На выставке – бархатное платье знатной венецианки с юбкой на фижмах, а также халат и камзол Джакомо Казановы (его сыграл Дональд Сазерленд).

Афиши и фотографии напомнят о других работах Донати – фильме «Рим» с феерической сценой показа церковных мод, отразившейся много лет спустя в костюмах «Молодого папы» Паоло Соррентино. И о грустной, с чаплиновской интонацией, картине «Джинджер и Фред» с Джульеттой Мазиной и Марчелло Мастроянни в главных ролях. Известно, что костюмы к этой картине Донати искал на блошиных рынках Италии. Все эти чудесные шляпы, клетчатое пальто Мастроянни с пелериной, шарфы – секонд-хэнд.

Не все знают, что Феллини начинал как карикатурист, работал в газетах. Умение рисовать пригодилось в работе над фильмами.

«Почему я рисую персонажей своих фильмов? Почему делаю наброски лиц, носов, усов, галстуков, сумочек, ног, так или этак положенных одна на другую, людей, заходящих ко мне в бюро? Для меня это своеобразный способ подступиться к фильму, заглянуть ему в лицо, узнать, что он собой представляет», – анализировал свой творческий метод режиссер в книге «Делать фильм».

Интересны рисунки, запечатлевшие Джульетту Мазину в разных ролях – Кабирия, Джельсомина, Джульетта (в «Джульетте и духах»). Какой маленькой и незащищенной выглядит Кабирия на фоне величественных римских пейзажей в своей жалкой курточке из куриных перьев. Но держит фасон и несет ее так, будто она из соболей. И как трогательно гордится полосатой блузкой, «которая никогда не ночевала под мостом»!

Как сказал генеральный консул Италии в Петербурге Алесандро Монти, достоинство маленького человека – одна из сквозных тем Феллини, которая роднит его фильмы с классической русской литературой.

Есть на выставке и раздел «Сновидения». Сны были важны для Феллини, для поэтики его фильмов. «Лет в шесть я был уверен, что есть две жизни: та, что мы проживаем с открытыми глазами, и та, что мы проживаем, закрыв глаза. Вечером мне не терпелось лечь в постель. Я даже назвал четыре угла кровати, как кинотеатры в Римини: «Фульгор», «Савойя», «Баллила» и «Султан», – вспоминал он.

В последние годы жизни маэстро его слава пошла на убыль, продюсеры отказывались финансировать его фильмы. Но не работать он не мог. И стал создавать фильмы-комиксы. Вы можете увидеть рисунки из «Путешествия в Тулум» и «Путешествия Дж. Масторны». Из поздних работ – серия «Эротомахия» (из-за нее выставка получила возрастную маркировку 18+).

Вечер завершился концертом, который транслировался из Театра Умберто Джордано в городе Фоджа (Италия). В исполнении квартета ALKEMIA звучала музыка Нино Роты. Под звуки красивейших мелодий вспоминались фильмы маэстро. Когда в финале хаос вдруг каким-то волшебным образом обретает гармонию, как в «Восемь с половиной» или в «Репетиции оркестра», перепутанные нити складываются в красивый четкий узор. А горечь жизни побеждается улыбкой, как та, что озаряет лицо Джульетты Мазины в «Ночах Кабирии».

Выставка продлится до 25 ноября.

#выставка #театр #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6798) от 03.11.2020 под заголовком «У каждого свой Феллини».


Комментарии