В Таврическом дворце открылась выставка «Оставила война следы свои на всём…»
В Таврическом дворце, в котором ныне размещается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи СНГ, впервые представили документальные материалы, рассказывающие о том, что происходило в его стенах в годы Великой Отечественной войны. Снимками и материалами для выставки поделились Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и КГИОП. Названием экспозиции послужили строчки поэта Александра Твардовского «Оставила война следы свои на всем…» (12+).

На фотографиях представлена настоящая фотолетопись Таврического дворца, начиная с предвоенного времени./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
На момент начала Великой Отечественной войны Таврический дворец, который официально именовался тогда Дворцом имени Урицкого, занимали Коммунистический сельскохозяйственный университет и партийные курсы.
— Парадоксально, что при всей известности объекта его блокадную историю мы знаем довольно фрагментарно. Большая часть дворца, по всей видимости, пустовала, но есть сведения, что, возможно, некоторые помещения в какое‑то время занимал госпиталь. Однако точно известно, что дворец не раз оказывался под огнем врага — в том числе и потому, что совсем рядом находились Смольный и Главная водопроводная станция, — говорит Татьяна Болдышева, консультант Центра истории парламентаризма МПА СНГ.
На выставке можно увидеть генеральный план дворца, на котором отмечены места попаданий вражеских бомб и снарядов, а также «паспорт» повреждений, полученных в результате обстрелов и бомбардировок. Одна из бомб разорвалась в западной части дворца, был частично разрушен световой фонарь Думского зала. Последний раз здание было повреждено в феврале 1943 года.
Пострадала от вражеского огня и ограда дворца со стороны нынешней Шпалерной улицы, также являющаяся памятником архитектуры XVIII века. Ее ремонт начали еще до полного освобождения Ленинграда от блокады, о чем свидетельствует одна из фотографий, представленных на выставке…
Тогда же, в 1943 году, во дворце открылась партийная школа с трехмесячным обучением. В Большом зале стали проводить общественные мероприятия. Так, 29 ноября 1944 года здесь состоялось запечатленное на одной из фотографий общегородское собрание профсоюзного актива, а в начале 1945‑го проходила очередная сессия Ленгорсовета. На снимке — один из ее участников, директор Государственного Эрмитажа академик Иосиф Орбели.
Дворец пришлось приводить в порядок максимально срочно, в авральном порядке, последствия чего сказываются до нынешнего времени. С ними пришлось столкнуться только что при реставрации двух залов в восточной части комплекса, об этом рассказал начальник отдела ремонта и реставрации инженерно-технического управления Межпарламентской ассамблеи СНГ Сергей Сенькевич.
Упомянутые залы когда‑то занимали камер-юнкеры императора Александра I. В начале ХХ века, в период работы Государственной думы, в этих помещениях располагались приемная для посетителей и архив, именовавшийся «регистратурой». В эпоху Высшей партийной школы здесь находилась кафедра партийного строительства, теперь эти залы занимает представительство парламента Киргизии в Межпарламентской ассамблее СНГ.
— Во время блокады один из вражеских снарядов попал в восточное крыло дворца и серьезно повредил портик. По всей видимости, после этого по конструкциям здания пошли трещины и пришлось в экстренном порядке менять перекрытие над залами. А поскольку других материалов не было, то использовали металлические балки, которые нередко применялись как направляющие для реактивных систем залпового огня «катюши», — рассказал Сенькевич.
Балки были изготовлены на керченском заводе в 1939 году — об этом сообщает сохранившаяся на них маркировка. Эти конструкции, конечно, не очень подходили для перекрытий дворца, но приходилось брать то, что имелось под рукой.
В послевоенные годы специалисты проводили первоочередные противоаварийные работы, чтобы поддерживать здание в работоспособном состоянии. Проведенное несколько лет назад обследование несущих конструкций показало, что оно близко к аварийному и использовать эти залы вообще нельзя. Как пояснил Сенькевич, под контролем КГИОП был разработан проект по усилению конструкций. Балки военного времени оставили на своем месте, но, чтобы снять с них часть нагрузки, над ними сделали «резервное», дублирующее, перекрытие.
Что же касается убранства бывших камер-юнкерских залов, то оно предельно лаконично, впрочем, они и изначально не блистали особенной роскошью. Сегодня им возвращен тот вид, который они имели в XIX веке.
— При расчистке стен мы обнаружили в тех местах, где когда‑то стояли печи, аварийное состояние кирпичной кладки, она буквально рассыпалась на глазах. Пришлось ее заменять, — рассказал Сенькевич. — Кроме того, по мере расчисток стен реставраторы пришли к выводу, что голубой цвет, который уже давно стал привычным для этих помещений, не является историческим. Под слоями штукатурки удалось обнаружить окраску розовато-кремового цвета, которая была здесь в конце XVIII века во времена Потемкина. К ней и вернулись…
Выставка, которая ныне открылась во дворце, — пилотный вариант. В расширенной версии она будет представлена участникам весенней сессии Межпарламентской ассамблеи СНГ, которая пройдет в Таврическом дворце 17 и 18 апреля. Ее торжественное заседание будет посвящено 80‑летию Победы. В эти дни во дворце будут развернуты еще две выставки — о медиках и художниках, прошедших Великую Отечественную войну. На обеих речь пойдет о людях, представляющих разные республики бывшего Советского Союза.
Читайте также:
Архиву помогают волонтёры: они пополняют базу данных эвакуированных ленинградцев
В архивах Петербурга появились новые документы с информацией о блокадниках
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7884) от 08.04.2025 под заголовком ««Катюши» под крышей Таврического».
Комментарии