В ТАСС обсудили проблему подготовки кадров в сфере реставрации

В ТАСС в режиме онлайн состоялась пресс-конференция, посвященная проблемам подготовки кадров в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия.

В ТАСС обсудили проблему подготовки кадров в сфере реставрации | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В обсуждении приняли участие представители как учебных заведений, готовящих реставраторов, так и организаций, которым в будущем предстоит иметь с ними дело. Неудивительно, что разговор вышел за рамки обозначенной темы. Он коснулся значения реставрации и ее роли в жизни нашего города.

Начиная разговор, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал, что в городе-музее реставрация – самое главное. И обозначил проблему, которая сейчас на слуху и обсуждается на самом высоком уровне: пора сделать так, чтобы реставраторы не занимались строительством, а строители реставрацией. Результат такой работы не слишком удачный. Надо подвести некий итог, что делалось хорошо, что плохо.

Не стоит стесняться проблем, унаследованных от ленинградской школы реставрации. Когда возрождались разрушенные войной дворцы, во многих случаях не выполнялись принципы, которые существовали в реставрации. Допустим, в Эрмитаже золотили и восстанавливали искусственный мрамор не так, как это делается сейчас.

Но есть показательный пример: во время реставрации церкви Зимнего дворца обнаружили письмо, которое оставили реставраторы 1950-х годов. Им пришлось по приказу замазать плафон, но они сделали это такими красками, чтобы его легко было очистить. Аккуратно сняли скульптуры и передали эрмитажным архитекторам. Пришло время, плафон расчистили, скульптуры достали и вернули на место. Вывод очевиден: самое главное, что должно быть в реставрации, – четкость понимания, что сделано, и обратимость сделанного. Со временем меняются вкусы, принципы, потребности. Об этом надо помнить и говорить. Около реставрации много проблем, наш город может быть примером их решения.

Директора Эрмитажа поддержал глава КГИОП Сергей Макаров. Он убежден, что в нашем городе проблем с реставрацией меньше, чем в целом по стране. О мастерстве специалистов свидетельствует тот факт, что в Петербурге не работают компании из других городов, а наши работают везде, включая Москву.

В этом году ленинградская реставрационная школа отмечает 75-летие, она жива. Сейчас перед реставраторами задачи не те, что были после войны, когда многое надо было воссоздавать с нуля. Большая часть знаковых объектов воссоздана и отреставрирована. Речь идет о поддержании их в нормальном состоянии, иногда об исправлении ошибок предыдущих реставраций.

С точки зрения председателя КГИОП, большая проблема – заказчики, которые не хотят или ничего не делают для того, чтобы их объект был отреставрирован, как положено. Надо продолжать подготовку реставраторов, в первую очередь среднего специального образования, которые будут работать на объектах. И иметь в виду подготовку заказчиков, которые платят деньги за реставрацию. У законодательства достаточно механизмов, чтобы не допускать на объекты культурного наследия людей без образования и аттестации. Вопрос: допускает ли их заказчик?

Город тратит на реставрационные работы 6 – 7 миллиардов рублей в год. 2018-й был рекордным: из разных источников – федерального, местного, частных компаний на реставрацию было потрачено 20 с лишним миллиардов. Макаров не исключил, что в ближайшем будущем по понятным причинам возможны финансовые сложности. Реставрация в таком городе, как Петербург, – процесс постоянный. Специалисты в этой области должны получать достойную зарплату. Люди, которые работают «на века», должны набивать себе руку. Если в сфере реставрации уменьшится финансирование, возможны проблемы, связанные с оттоком профессиональных кадров.

О том, что самое главное – сохранить кадры, говорила и председатель совета Союза реставраторов Нина Шангина. Петербург – город особенный, здесь большая реставрационная база, опыт предыдущих реставраций. С образованием в этой области в последнее время заметно продвижение. Еще 10 лет назад учебных заведений нужного профиля было мало. Теперь проблема в том, как привести на рабочие места тех, кого они выпускают. Привести и удержать, повышая их квалификацию.

Тему продолжил декан факультета архитектуры Института имени И. Е. Репина Николай Смелков. Он рассуждал о подготовке архитекторов-реставраторов. Престиж профессии архитектора-реставратора надо поднимать. Академия готовит таких специалистов, но человек должен приходить туда, имея базовые навыки. В последнее время исчезли среднетехнические училища архитектурного реставрационного направления. Есть проблема и с педагогами. Преподавание – большой труд, у практиков много работы на объектах.

О сложностях в обучении реставраторов говорила и профессор кафедры живописи и реставрации Академии имени А. Л. Штиглица Татьяна Поцелуева. С ее точки зрения, слишком мало часов учебного процесса отводится на практические занятия.

Итог встрече подвел Михаил Пиотровский. Он сказал, что в отношении к реставрации надо исходить из того, что она очень важная вещь, и ее нельзя делать в спешке. Реставрация – наука в каждом шаге, об этом надо рассказывать. Тогда будет формироваться общественное мнение и понимание, что можно делать и что нельзя.

#реставрация #обучение #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6806) от 16.11.2020 под заголовком «Работа на века».


Комментарии