В Строгановском дворце работает выставка «Александр Ержемский — первый фотограф Русского музея»
Она представляет широкой публике первого заведующего музейной фотолабораторией, или, как ее официально называли, «Собственной фотографией». Показ приурочен к 125‑летию со дня открытия Русского музея.
Семья Сомовых на даче в Павловске. 1892 г. Константин — слева./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Некоторые снимки Ержемского, например, виды Михайловского дворца, его парадная лестница и залы, наполненные картинами и скульптурой, знакомы тем, кто интересуется историей Русского музея. В начале ХХ века фотографии мастера светописи печатались в каталогах, альбомах, художественных журналах, на открытках и даже в самоучителях по фотографии. Но чаще всего без указания имени автора. Теперь музейщики воздают ему должное.
Александр Константинович Ержемский (1845 – 1905) родился в родовом поместье Ержемовка под Ропшей, учился в Технологическом институте. В тридцать лет занялся фотографией, быстро освоил навыки тогда еще сравнительно новой профессии. Стал получать российские и международные призы, издавал научные книги и учебные пособия по фотографии. В 1890 году познакомился с Александром Бенуа, позже иллюстрировал его книгу о Царском Селе. В 1897 году фотографа пригласили на работу в еще не открывшийся Русский музей, чтобы фиксировать все предметы, поступающие в коллекцию, а также быть фотолетописцем нового культурного начинания.
Ержемский участвовал во Всемирной выставке 1900 года в Париже, где получил «Гран-при» за съемки картин. Работу в музее он успешно совмещал со съемками выставок в других местах. Фото знаменитой «Историко-художественной выставки русских портретов», которая состоялась в 1905 году в Таврическом дворце и была организована Сергеем Дягилевым, стало последней работой мастера.
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Ирина Панченко, куратор выставки, научный сотрудник архива изображений ГРМ, в собрании музея хранится около 1,5 тысячи авторских стеклянных негативов и отпечатков Ержемского. Для показа она отобрала около двухсот, с некоторых негативов сделаны современные увеличенные отпечатки. Выставка дополнена документами, книгами и периодикой начала прошлого века.
Она состоит из двух основных частей, первая представляет снимки, сделанные в Русском музее, вторая — в пригородных дворцах и парках, а также в Павловске, где у Ержемского была дача.
Среди неизвестных широкой публике снимков, сделанных в музее, — «Спевка хора служителей», «Домовая церковь Архистратига Михаила», «Фотографическая лаборатория». Любопытный документ относится к 1919 году. Татьяна, вдова Ержемского, предлагает Русскому музею, фактически новой советской власти, приобрести у нее коллекцию негативов, собранных мужем, всего более 3 тысяч пластинок, соглашаясь получать деньги долями. Несмотря на трудное время, коллекция была приобретена.
Во второй части выставки любителей живописи заинтересуют снимки семьи Сомовых, сделанные в 1892 году. На них запечатлен Константин Сомов, тогда студент Академии художеств, с братом, сестрой и родителями. В 1900 году во время Всемирной выставки Ержемский посетил мастерскую Мориса Дени и отснял его рядом с картиной «Посвящение Сезанну».
Для тех, кто интересуется историей фотографии, показаны негативы, которые Ержемский ретушировал собственными хитрыми способами, чтобы в итоге получить качественный отпечаток. Результат впечатляет: в Греческом зале и Ковровой гостиной Павловского дворца, освещенных естественным светом, видна каждая деталь.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7441) от 22.06.2023 под заголовком «Знакомый незнакомец».
Комментарии