В Строгановском дворце открылась выставка «Итальянское путешествие»
В Строгановском дворце открылась выставка «Итальянское путешествие». Русский музей представляет 60 рисунков и акварелей графа Павла Сергеевича Строганова. И разгадку музейного детектива.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Два года назад Эрмитаж тоже показывал выставку, посвященную Павлу Строганову. На ней были собраны предметы из его коллекции, хранящиеся в разных музеях, – картины итальянских и русских художников, скульптура, книги... Называлась она – «Забытый русский меценат». Так уж случилось, что имя Павла Строганова было за последнее столетие не то что забыто, но скрыто в тени имен его более известных родственников. Тогда вспоминали о его тонком вкусе, интересе к изящным искусствам, деятельности собирателя и мецената. Теперь – о том, что и сам он в юности пробовал себя в творчестве.
Об этом долгое время не было известно. Семья Строгановых традиционно хранила свою приватную жизнь от чужих глаз. Так граф Александр Григорьевич Строганов, генерал-губернатор Новороссии, почетный гражданин Одессы, затопил свой архив. Павел Сергеевич к радикальным мерам не прибегал, но и к публичности не стремился. Свои юношеские рисунки он сложил в 13 папок, спрятал в портфель и убрал подальше от чужих глаз. Педантично отметив на каждом листе время и место их создания, подписать работы не пожелал. Только на трех из 132 рисунков и акварелей, хранящихся в Русском музее, стоит его монограмма – P. S. Что можно расшифровать и как «Павел Строганов», и как «постскриптум».
Эти рисунки были обнаружены в 1925 году в Строгановском дворце, в тех самых залах, где сейчас проходит выставка. И поступили они в музей как работы неизвестного художника. Потребовалось много лет и труда, чтобы определить имя автора. Пришлось провести почти детективное расследование – сопоставить факты, поднять архивы, расшифровать подписи...
Точкой отсчета стали две пометки, сохранившиеся на папках, – Dessins de Paul Stroganoff (рисунки Павла Строганова) и Paul Stroganoff. Как рассказывает куратор выставки Сергей Кузнецов, к тому моменту, когда на них обратили внимание, уже было известно, что в 1839 – 1841 годах юный Павел Строганов вместе с родителями путешествовал по Италии. Среди изображений преобладали виды как раз этой страны – Неаполь, Сорренто, Амальфи... Исследователи сверили маршрут путешествия Строгановых с перечнем мест, запечатленных на листах, и все совпало. Несколько пейзажей австрийских Альп и Баварии прекрасно вписались в общую картину – именно через них Строганов ехал в Италию.
Последним весомым аргументом стал дневник Павла Сергеевича, обнаруженный в Российском архиве древних актов, в фонде Строгановых. Почерк в нем совпал с почерком, которым сделаны надписи на рисунках. А текст коротких заметок юного графа подтвердил, что, путешествуя, он занимался рисованием. Так было открыто имя автора старых рисунков и акварелей – нежных, прозрачных, проникнутых романтической мечтательностью. Возможно, они не поразят зрителя мастерством, точностью линий, чистотой красок, зато тронут сердце.
Виды озер и морских берегов, старых монастырей и вилл, изображения прихотливо изогнувшихся деревьев, наброски, на которых запечатлены итальянские нищие и монахи, девушки в национальных одеждах и рыбаки... Выставка занимает четыре зала. В одном из них представлен и портфель – тот самый, в котором все эти листы были найдены.
– Мы должны поблагодарить графа Павла Сергеевича Строганова, который так много нарисовал – на целую выставку, – говорит Сергей Кузнецов. – Это крайне редкий случай, когда человек из столь богатой, известной семьи, зафиксировал и сохранил свои первые шаги на художественном пути. Глядя на рисунки, мы можем пережить его чувства от встречи с Сорренто – городом, который так его потряс, что он полтора месяца непрерывно рисовал. Теперь это часть истории семьи Строгановых, в которой, оказывается, есть и художник. Музейный детектив завершен.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7009) от 15.09.2021 под заголовком «Музейный детектив разгадан».
Комментарии