В Строгановском дворце для посетителей открыты отреставрированные парадные залы
Из всех дворцов Русского музея у Строгановского лучшее месторасположение — Невский проспект. Много времени, сил и денег вложено в реставрацию творения Растрелли. И все же у публики этот дворец не так популярен, как Михайловский, Мраморный или Инженерный замок. Он менее «раскручен», а жаль: там есть что посмотреть.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В Строгановском дворце для посетителей открыты отреставрированные парадные залы, в которых размещена постоянная экспозиция «Русский ампир. Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I (1801–1825)». Исторический облик возвращен Минералогическому кабинету, который по праву считается одним из шедевров русской архитектуры XVIII века, там воссоздана экспозиция минералов.
Предполагается, что в анфиладе первого этажа в будущем разместится постоянная экспозиция, посвященная русским коллекционерам XVII – XIX веков. Пока эти залы используются под временные выставки.
До двадцатых чисел мая Русский музей представляет там первую в своих стенах монографическую выставку одного из заметных представителей Серебряного века отечественной культуры Константина Богаевского. Она приурочена к 150‑летию со дня рождения художника.
Живописец, акварелист, литограф родился в Феодосии в 1872 году. Первым его учителем был Адольф Фесслер — ученик Ивана Айвазовского, мастерскую которого также посещал Богаевский. В 1891 году он поступил в Петербургскую академию художеств. С педагогом Иваном Шишкиным отношения не сложились. На какое‑то время Богаевский потерял уверенность в себе и даже оставил академию, но вернулся в мастерскую Архипа Куинджи, которому понравились его этюды. Важную роль в расширении кругозора молодого художника сыграла поездка в Германию, Австрию и Францию, организованная Куинджи.
С именитым мастером художника сближала и влюбленность в Крым, которому Богаевский посвятил свое творчество. Он родился в Крыму и провел там всю жизнь, исключая учебу в Академии художеств. И погиб в Феодосии во время авианалета в 1943 году. Как отмечал друг художника Максимилиан Волошин, Богаевского покорила самобытная природа полуострова, он «стал голосом» древней крымской земли.
Богаевский развивал историческое направление в жанре пейзажа. В 1903 году вместе с другими выпускниками академии он учредил Новое общество художников в Петербурге. В него входили также скульпторы и архитекторы, ориентированные на традиции искусства античности, Раннего и Высокого Возрождения и классицизма Нового времени.
Военная служба в Керченском крепостном пехотном батальоне в 1904–1906 годах не помешала художнику участвовать в русских и зарубежных выставках Нового общества, объединения «Мир искусства», работать по профессии. В 1920‑е годы он активно занимался и общественной работой. Был сотрудником Крымского комитета по делам музеев и охране памятников искусства и старины. По заданию комитета создавал изображения крымских памятников, преподавал в Народной студии при Феодосийской галерее. Критики не всегда были к художнику благосклонны, случалось, его критиковали за «архаично сказочные пейзажи». Но он так и не изменил своей приверженности историческому пейзажу.
Наследие Богаевского невелико. Он был очень требователен к себе. Работы, которыми был недоволен, уничтожал. Многое погибло во время революций и войн, что‑то оказалось за рубежом после международных выставок 1900‑х годов. Что‑то есть в Третьяковской галерее, что‑то в Русском музее. В основном работы Богаевского находятся в крымских музейных собраниях. Тем не менее нынешняя выставка охватывает все периоды творчества мастера. В нее вошло 40 произведений — картины, акварели, рисунки и литографии. 37 — из собрания Русского музея, 3 крупные картины маслом из частной петербургской коллекции. Дополняют повествование четыре скульптуры конца XIX — начала XX века, по настроению созвучные работам художника.
Крупные картины «Старый Крым», «После дождя» открывают выставку. Они из самых ранних. Здесь же работа 1920 – 1930‑х годов, когда художники ездили по социалистическим стройкам, — пейзаж нефтепромысла в окрестностях Баку, необычно яркий для Богаевского. Он предпочитал темные тона, почти монохром. Еще одна характерная особенность художника: ни на одном из его пейзажей нет изображения человека.
Расцвет творчества Богаевского пришелся на вторую половину 1900‑х. Этот период представляет серия необычных картин, напоминающих гобелены. Мелкие штрихи живописи маслом. Скалы, башни, камни… Идиллический пейзаж, гармония красоты.
В собрании музея — рисунки и акварели разных лет. Им отдан зал. Завершают выставку литографии. На них часто встречаются изображения остатков генуэзских крепостей. Работы рассчитаны на неспешное, внимательное рассматривание деталей. Чувствуется, что художник писал их с удовольствием.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7375) от 16.03.2023 под заголовком «Голос крымской земли».
Комментарии