В Союзе художников Петербурга открылась выставка «Стена-30»
В Большом зале Союза художников Петербурга открылась выставка «Стена-30», посвященная тридцатилетию секции монументального искусства. Тон на ней задает станковая живопись.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Понятно, что подобные проекты всегда заведомо эклектичны. Художники не могли показать работы, созданные в интерьерах частных и общественных зданий. Они представлены фотографиями. И сразу бросается в глаза, что реализованные росписи, мозаики и другие виды монументального искусства в отрытых пространствах датируются 1960 – 1980-ми годами. Только декоративные скульптуры, созданные для сквера Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте (коллективом во главе с Александром Добровольским), относятся к 2006 году. Они также показаны с помощью фотоснимков.
На вернисаже монументалист Виктор Татаренко вспоминал, что первая выставка будущих членов секции состоялась в 1988 году в Центральном доме художника (Москва), для живого автора это было самое престижное место в стране. Через год состоялся показ в Ленинградском дворце молодежи. В том проекте участвовал театр «Дерево» Антона Адасинского, тогда только созданный и никому не известный. С 1994 года монументалисты стали устраивают выставки в своем доме на Большой Морской улице, 38.
Новый российский капитализм привел к росту строительства жилья. Монументалисты, больше не связанные догмами соцреализма, рассчитывали на востребованность. Но надежды быстро исчезли. Экономика строек требовала и требует самых дешевых квадратных метров.
Художники не опустили руки. С 2007 года выставки проекта «Стена» проходят в режиме биеннале. Нынешняя – восьмая. Четыре показа петербургских монументалистов состоялись в Смольном соборе. И каждый раз речь шла о необходимости монументального искусства в открытых городских пространствах. В кулуарах выставки «Стена-30» такие разговоры тоже были.
В последние годы, кроме дискуссий на выставках, состоялось несколько «круглых столов» с участием профильных чиновников. Основным мотивом у художников была невостребованность профессионалов, готовых творить по первому призыву.
Как пояснил для «Санкт-Петербургских ведомостей» Алексей Моор, главный художник города, предлагать в историческом центре на открытых пространствах росписи брандмауэров – дело безнадежное. Законы не позволят их согласовать. Что касается новостроек, то там будет другая проблема – бремя содержания фрески, мозаики, барельефа и т. д. ляжет на собственников жилья. Сложно ожидать, что они с восторгом примут на себя дополнительные расходы. По мнению Моора, правильная стратегия для монументалистов – искать своего архитектора, который изначально «встроит» произведения художников в свой проект. Понятно, что последнее слово остается за заказчиком строительства.
А что станковая живопись монументалистов? Картинами «Красное кафе» и «Цирковое представление» порадовала ветеран цеха Валентина Анопова. Сюжеты просятся на большую стену. Так же как и яркая абстракция Ивана Несвитайло «Ночной праздник». Для рассматривания в выставочном зале предназначены зимний пейзаж «В парке» Елены Евсиной и серия «Двое» Станислава Евграфова.
Ироничный и неунывающий персонаж на картине «Играющий на гармонике» Сергея Калачева мог бы стать эмблемой «Стены-30».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (6908) от 21.04.2021 под заголовком «У прохожих на виду».
Комментарии