В Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка «Севрский фарфор и имитации»
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Экспозиции предпослан эпиграф: «В наши дни из ста вещей, носящих марку Севра, девяносто являются фальшивками или вызывают сомнение». Это слова Антуана Альби, во второй половине ХХ века заведовавшего химической лабораторией на Севрской мануфактуре.
Как рассказывает Ян Виленский, куратор выставки, научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа, с тех пор ситуация изменилась не сильно. А потому основная задача тех, кто готовил экспозицию, — просветительская.
По словам Виленского, подделок так много, что они размывают образ истинного Севра, создают ложное представление о том, как на самом деле выглядят изделия знаменитой мануфактуры. И, соответственно, выставка нужна для того, чтобы задать некий камертон, напомнить о красоте и изяществе форм и росписи оригиналов.
Однако задача эта не так проста, как кажется. Да, существуют откровенные фальсификации, не соответствующие уровню классического Севра. Но есть и другие варианты. Помимо подделок на выставке представлены «честные имитации». Например, предметы, которые создавались на Императорском фарфоровом заводе для восполнения утрат севрских сервизов. Ведь посудные ансамбли приобретались не для любования, а для того, чтобы пользоваться ими. И значит, тарелка или чашка могли разбиться, быть повреждены… А затем исполнены заново силами отечественного производства.
Или другой вариант — мастера совершенствовали свои умения, копируя шедевры. «Как живописцы начинают свое обучение с того, что копируют работы великих мастеров, так и фарфористы сначала создавали копии и только потом — что‑то свое», — объясняет Ян Виленский.
В результате выставка в Зимнем дворце получилась сложносоставной, охватывающей самые разнообразные варианты подражаний. Она строится на многочисленных сопоставлениях и заставляет снова и снова задумываться, включаться в исследование (расследование).
В некоторых случаях сомнений не возникает. Например, в одной витрине зритель видит рюмочную передачу из знаменитого «Сервиза с камеями» (его заказала на Севре Екатерина Великая для своего фаворита Григория Потемкина) и аналогичное изделие, исполненное на Императорском заводе в той же форме, но в другом цвете. Имитация очевидно отличается от оригинала, хотя и не уступает ему по качеству.
Однако, когда вниманию зрителя предлагают пять или шесть тарелок с практически одинаковым декором, найти различия намного сложнее. Подсказка — они заключены в цвете. Истинно севрский голубой куда свежее, нежнее и глубже всех прочих. Кроме того, знатоки могут ориентироваться на фабричную марку, качество росписи и позолоты, изящество формы… Но и тут могут быть варианты. Случалось, что на севрский фарфор роспись наносили мастера других мануфактур, приобретших заготовки. Или же предметы реставрировались. Или, или, или… Для того чтобы вникнуть во все нюансы, необходим острый взгляд, глубокие знания и каталог выставки.
Тем более что в нем можно отыскать любопытные, почти детективные истории. Одна из них связана с двумя парами ваз, хранящихся сейчас в Павловском дворце-музее и Эрмитаже. Те, что в Павловске, по легенде, были преподнесены императору Александру I Наполеоном, но документы разоблачают легенду. Все было иначе. Как именно — исследователям неизвестно. Однако эта пара ваз — несомненно, изделие Севра.
А вот эрмитажные — работа мастеров Императорского фарфорового завода, пожелавших доказать императору, что они ни в чем не уступают французам. Выяснить это удалось благодаря «Описи вещей, находившихся в Эрмитаже с 1786 года», составленной камердинером Иваном Лукичом Лукиным. Из нее специалисты узнали, что две вазы, столь похожие на севрские, на самом деле «с казенных фарфоровых заводов поднесены Государю Императору Александру I Действительным тайным Советником и Кавалером Гурьевым».
На выставке в Синей спальне две вазы (по одной из каждой пары — эрмитажной и павловской) представлены рядом. И это сопоставление чрезвычайно интересно. Даже неискушенному зрителю видно, что форма эрмитажной не идеально яйцевидная, более утолщенная в диаметре, бронзовые ручки длиннее, а синий цвет тулова темнее оригинального и не так глубок. Да и с золотым декором отечественные мастера чуть перестарались… И все же долгое время их работа считалась изделием Севра.
Очевидной морали у этой выставки нет. Есть информация к размышлению, предметы для созерцания. Есть возможность увидеть тот самый фарфор, который украшал резиденции Людовика XV и Людовика XVI, Наполеона и Александра I. И посочувствовать исследователям, которые до сих пор спорят, пытаясь атрибутировать некоторые изделия — оригиналы Севра и их имитации.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7571) от 22.12.2023 под заголовком «Севрский фарфор и имитации».
Комментарии