В Шереметевском дворце открылась выставка «Четвертое столетие с именем Петра»

В Шереметевском дворце — Музее музыки открылась выставка «Четвертое столетие с именем Петра», посвященная двум датам — 350‑летию царя-реформатора и 370‑летию Бориса Шереметева (1652 – 1719), его ближайшего сподвижника.

В Шереметевском дворце открылась выставка «Четвертое столетие с именем Петра» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В 1712 году Петр I сделал роскошный подарок графу Шереметеву, герою Полтавской битвы: «Дать» по реке Ерик (тогдашнее название Фонтанки) место «для хоромного строения». Размер участка составлял 75 на 50 сажен, или 1,7 га. Нынешний Шереметевский дворец был построен на этом месте в середине XVIII века по проекту архитектора Саввы Чевакинского. Парадную лестницу дворца украшал большой портрет Шереметева, созданный предположительно Иваном Аргуновым, крепостным художником Шереметевых, позже — управляющим их имениями. В 1930 году после закрытия Музея быта в Шереметевском дворце портрет переехал в ­московский музей-усадьбу «Останкино». Сейчас он находится на родном месте в режиме долговременного хранения и показа. В 2014 году портрет был отреставрирован в ­мастерских Академии художеств.

С этого произведения и начинается небольшая, занимающая всего один зал, но насыщенная выставка, созданная куратором Ольгой Ходяковой и художником Юрием Сучковым. Они разместили по периметру стен «ленту времени». Это короткие тексты — хроника исторических событий, участником которых был Шереметев, а также воспоминания современников, исследования историков. Назову два любопытных факта. Как‑то, собираясь в имение, один из богатейших людей России своего времени пишет управляющему: «Лишнево ничево для прибытия маево не готовь, только рыбы нечто свежей приготовь, да квасу хорошего».

В 1718 году Шереметев, сказавшись больным, не приехал из ­Москвы подписать смертный приговор царевичу Алексею. Объяснив, что «он рожден служить своему государю, а не кровь его судить». Этот смелый поступок сильно впечатлил первых биографов графа.

На ленту времени «нанизаны» артефакты, созданные за три века, — портреты, редкие книги, эскизы костюмов к театральным спектаклям о петровском времени БДТ и Александринского театра. На вернисаже Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства, обратила внимание гостей на портрет Петра I, созданный на рубеже XVIII – XIX веков и недавно приобретенный музеем, а также на портрет второй половины XVIII века — «Борис Шереметев в мундире», который любезно предоставлен Эрмитажем.

На нашу просьбу показать ­самое-самое Ходякова подвела к стенду с конволютом (сборником), изданным в 1773 году Петром Шереметевым, сыном нашего героя. В большом фолианте под одной обложкой соединены письма Петра I к Шереметеву и дневник европейского путешествия 1697 – 1699 годов тогда еще боярина Шереметева. Не следует смешивать его с Великим посольством Петра I, совершенным в те же годы. Шереметев ездил самостоятельно как частное лицо, но имел и дипломатические поручения. Например, получил ­аудиенцию у Папы Римского. Вернулся в Россию в европейском ­платье, чем привел в восторг царя.

Впервые для широкой публики демонстрируются три эскиза архитектора П. С. Дмитриева, датированные 1872 годом. Они были подарены музею благотворительным фондом «Константиновский» в составе коллекции театрально-декорационного искусства Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. С помощью сотрудников ГМЗ «Петергоф» удалось установить, что на рисунках изображены павильоны, выстроенные на Царицыном лугу к празднованию 200‑летия со дня рождения Петра I. Сейчас, 150 лет спустя, на том же самом месте Марсова поля происходит воссоздание павильонов. Идет четвертое столетие с именем Петра.

В центре зала установлены старинные музыкальные инструменты. В том числе литавра начала XVIII века, на которой, по легенде, играл царь.

Выставка будет работать по 5 июня. Ее сопровождают экскурсии, музейные праздники и концерты, посвященные памятным датам в истории России. Подробности можно узнать на официальном сайте музея.


#выставка #Шереметевский дворец #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7166) от 12.05.2022 под заголовком «Портреты на фоне эпохи».


Комментарии