В Шереметевском дворце — Музее музыки открылась выставка «Гармония пяти»
Организаторы выставки (12+) — наш петербургский Музей театрального и музыкального искусства и китайский Музей провинции Хубэй.
ФОТО АВТОРА
На пресс-показе присутствовала госпожа Шип Пинг — заместитель директора этого крупнейшего в Китае краеведческого музея, который находится в городе Ухань. Она рассказала, что в музее хранятся уникальные предметы, представляющие искусство и материальную культуру Китая за несколько тысяч лет. Это изделия из фарфора, ювелирные украшения, бамбуковые свитки, оружие… И, конечно, старинные музыкальные инструменты. В Петербург приехало тринадцать. Многие из них давно не используются в оркестрах, увидеть их можно только в музеях. Например, инструмент под названием юн — бронзовый колокол, способный звучать при ударе на два тона. Или юйцин — ударный инструмент, сделанный из нефрита, камня, который считался в Китае священным. Он украшен золотой гравировкой с изображением двух драконов. Экспонат был изготовлен во времена императора Цяньлуна из династии Цин, который правил с 1736-го по 1795 год.
Китайцы считали, что сущность музыки заключается в поисках гармонии, которая рождается из сочетания мужского и женского начала — ян и инь. Название же выставки «Гармония пяти» напоминает о пентатонике — пятиступенном ладе, на котором строилась древняя китайская музыка. Это также гармония пяти элементов — первооснов жизни: дерево, металл, огонь, вода и земля.
Для многих петербуржцев нынешняя выставка станет первым знакомством с древней китайской музыкой. Ведь в последний раз выставка старинных музыкальных инструментов из КНР приезжала в наш город в 2006 году. Она называлась «Тени бамбука».
30 китайских музыкальных инструментов, которые вы увидите на нынешней выставке, происходят из богатейших фондов Шереметевского дворца — Музея музыки. Это барабаны, гонги, колокола, диковинные струнные инструменты… В древности использовали шелковые струны. Они были непрочными, но, можно предположить, звучали очень нежно.
В оформлении выставочного зала использованы фрагменты монохромного пейзажа китайского художника Го Си, жившего в XI веке. До нас дошло лишь двенадцать живописных свитков, приписываемых Го Си. Его работы иногда называют стихами, выраженными не словами, а средствами живописи.
Выставка приурочена к 75‑летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Но культурные связи между двумя странами гораздо более давние. Об этом свидетельствует, например, представленное на выставке тканое шелковое панно XVII века «Сто мальчиков». Предполагается, что панно входило в число даров китайского императора Петру Первому. При Петре начинается увлечение китайским декоративно-прикладным искусством. Знать использует в украшении своих дворцов и особняков фарфор, лаковые панно, шелковые обои из Поднебесной. Своего пика стиль шинуазри («китайщина») достиг чуть позже, во времена Екатерины Великой. Именно в годы ее правления Антонио Ринальди построил в Ораниенбауме Китайский дворец.
Панно «Сто мальчиков» поступило в Музей театрального и музыкального искусства в 1997 году в числе даров частного коллекционера Августы Сараевой-Бондарь. На нем действительно изображены сто мальчиков — за самыми разными занятиями. Среди них — катание на быке, костюмированное шествие, речная прогулка, игра в мяч, чтение свитков… Ковры с изображением этого сюжета в Поднебесной дарили на свадьбу как пожелание счастья и многодетности.
Увлечение искусством Китая в России порой затихало, но потом вдруг следовал новый всплеск. Один из них случился на рубеже XIX – XX веков — не в интерьерах или моде, а в поэзии. Китай почему‑то казался поэтам Серебряного века сказочной страной, где можно обрести душевный покой. Об этом писали Георгий Иванов, Игорь Северянин, Николай Гумилев… Рассматривая на выставке волшебное шелковое панно «Сто мальчиков», я вспомнила стихотворение Бальмонта «Ткань»:
Склонившись, китаянка молодая
Любовно ткет узорчатый ковер.
На нем Земли и Неба разговор,
Гроза прошла, по высям
пропадая…
…Сидеть века и пить душистый
чай.
Когда передо мною китаянка,
Весь мир вокруг — один
цветочный рай.
Выставка продлится до 16 марта 2025 года.
Читайте также:
В библиотеке ШКАФ откроется выставка «Советская монументальная мозаика Юга России. 1937 – 1991»
Цитаты Мао в кармане. В городе на Неве отметили 75‑летие провозглашения КНР
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7766) от 09.10.2024 под заголовком «Дерево, металл, огонь, вода, земля».
Комментарии