В Северной столице завершаются гастроли МХТ им. А. П. Чехова
Сегодня в рамках программы «Большие гастроли» на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова завершаются гастроли МХТ им. А. П. Чехова. В этом сезоне Московский художественный театр отмечает свое 125‑летие. На праздничные гастроли в Петербург он привез два спектакля: премьеру «9 ряд. 10, 11 место» Дениса Азарова и уже знакомую петербуржцам постановку «Не покидай свою планету» Виктора Крамера, Константина Хабенского и Юрия Башмета. О том, почему выбраны именно эти спектакли, и о том, как видят петербургскую публику московские артисты, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказал Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ, ведущий актер МХТ им. А. П. Чехова, ректор Школы-студии МХТ.
Фото Валентина БЛОХА / предоставлено пресс-службой МХТ им. А. П. Чехова
— Игорь Яковлевич, сильно ли отличается петербургский зритель от московского?
— Гастроли в Петербурге всегда очень ответственные, потому что публика здесь достаточно требовательная. Вы — Северная столица, вы более сдержанные, москвичи более разношерстные, открытые.
Но для меня Петербург не чуждый город, за сорок лет пребывания в Московском художественном театре, который регулярно ездит к вам с гастролями, я привык к питерской публике. Нет, играть для нее не сложно. Просто ты знаешь, что требования другие, восприятие другое.
Публика, которая идет на Московский художественный театр, понимает — это не антреприза, а первый театр страны, да не обижу я никого. Смотрят очень ревностно, с надеждой получить удовольствие, желая проверить, как у нас дела, не совсем ли на злобу дня мы работаем сегодня… Публика прекрасная, мы к ней готовы. Испытывайте нас!
— МХТ привозит к нам свои лучшие постановки или выбирает те, которые могут понравиться именно петербуржцам?
— Мы везем премьеру, как и два года назад, когда на сцене Александринки мы показали «Сирано де Бержерака», и все прошло замечательно. В этот раз сыграем спектакль «9 ряд. 10, 11 место», который поставлен к 125‑летию нашего театра. В основе его лежит идея молодого драматурга Юлии Поспеловой и режиссера Дениса Азарова — показать историю Художественного театра через историю любви, судьбу пожилой пары, которую играют Наталья Тенякова и Станислав Любшин. Вы увидите замечательную работу наших невероятно талантливых, блистательных «стариков» — не в смысле возраста, а в смысле театрального опыта, виртуозного владения профессией.
— Вы везете в Петербург петербургскую актрису…
— И да, и нет. Наталья Тенякова — уже давно актриса московская, всероссийская, вне географических, да и любых других рамок. Кроме того, в спектакле заняты многие другие прекрасные артисты разных поколений, в том числе мои ученики, — всех не перечислишь. В Москве мы играем при аншлагах и надеемся, что требовательной питерской публике тоже понравится.
— Второй спектакль — «Не покидай свою планету» по повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» — далеко не премьерный…
— Это совершенно другая история, другая эстетика, другой формат — очень интересный разбор «Маленького принца».
Когда наши прародители назвали Художественный театр общедоступным, они имели в виду — общедоступный для всех слоев населения. Олег Ефремов и Олег Табаков за годы своего руководства расширили это понятие, сделав наш театр общедоступным для разной режиссуры, разных жанров, разных проявлений. Этот спектакль — свидетельство тому. Гениальная проза и живая музыка замечательно дополняют друг друга.
— Что сейчас репетирует МХТ? Что нам ждать от следующих гастролей?
— У нас все время что‑то репетируется. На всех сценах — Основной, Малой, Новой. На Малой на днях выйдет «Дамасобачка» (по чеховской «Даме с собачкой»), ее ставит Алексей Мизгирев. На Основной на сентябрь запланирована премьера по «Самоубийце» Эрдмана, которую мы репетируем с питерско-московским режиссером Николаем Рощиным. Константин Хабенский параллельно ставит «Чайку», как режиссер, не играя сам.
На Новой сцене — похвастаюсь — мой младший сын Александр Золотовицкий недавно выпустил спектакль-концерт для подростков по комиксу Алексея Олейникова «Соня-9», который идет прекрасно, сейчас это лидер продаж, на него не попасть.
— Уже начался очередной набор в Школу-студию МХТ. Абитуриентов, как всегда, много?
— Да, у меня на все факультеты много жаждущих, и я горжусь педагогами всех факультетов — и сценографии, и продюсерского, и, конечно же, актерского. Во все времена, даже в коронавирус, когда мы первые два тура проводили дистанционно, к нам поступали и поступают приблизительно одно и то же количество абитуриентов. На актерском через отбор проходят каждый год где‑то четыре с половиной тысячи. И это — на 22 бюджетных места.
— Петербуржцы, которые поступают к вам, чем‑то отличаются от ребят из других городов?
— Питерские ребята, конечно, узнаются. Не только потому, что они говорят «поребрик» и «парадное». Чтобы они выглядели, как иностранцы, — такого нет, но питерская интеллигентная косточка чувствуется. Культурная столица оставляет отпечаток на молодых людях. Не могу сказать, что все москвичи бескультурные, но разница есть.
— А в целом абитуриенты как‑то изменились за последние годы?
— Это поколение более раскрепощенное. Когда в 1970‑х поступали мои ровесники, педагоги потом целый год как‑то нас раскрепощали, образовывали. Мы жили в другой стране, в других обстоятельствах. Сейчас ребята, наоборот, приходят чересчур раскрепощенными, их надо подсобрать. У них столько свободы! Им и легче, чем нашему поколению, и труднее найтись в этой жизни, остаться совестливыми.
— Сейчас мир очень быстро меняется, события, которые происходят вокруг нас, далеко не всегда радуют. Как это сказывается на театре?
— Мне кажется, что театр всегда выигрывает, когда меняется обстановка, происходят какие‑то катаклизмы, как у нас в последние годы, когда увеличивается тревога. В такое время публика больше нуждается в театре. Я смотрю в зал — они слушают, цепляются за истории, которые бы их каким‑то образом успокоили. Я думаю, сейчас люди ходят в театр именно за этим. Я оптимист и считаю, что театр спасет мир от тревоги.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7687) от 20.06.2024 под заголовком «Театр спасет мир от тревоги».
Комментарии