В Северной столице состоялся «круглый стол» «История техники ручной набойки по ткани»
Музейное агентство Ленинградской области совместно с Архангельским краеведческим музеем провели межрегиональный «круглый стол». На нем с докладами выступили представители областных музеев, в экспозициях которых представлены предметы, связанные с этим древним ремеслом. Там же прошла презентация фотоальбома-каталога «Цвета неба и воды. История о набойке и набойщиках Архангельского Севера».

ФОТО АВТОРА
Белое на синем
Мероприятие началось с мастер-класса по набивке традиционных рисунков и орнаментов Русского Севера на льняные салфетки, который провела исполняющая обязанности заведующей музеем «Дом станционного смотрителя» Александра Носкова. Собравшиеся с удовольствием приняли в нем участие, а затем с интересом прослушали доклады специалистов об истории возникновения и развития этого ремесла до наших дней. Ведь известное с давних времен самобытное искусство украшать ткань набивным (печатным) рисунком в нашем регионе было развито практически повсеместно, а дольше всего продержалось именно на Русском Севере, который и стал хранителем этого ремесла.
Началось все с X века, когда иконописцы, обладающие художественными способностями и знающие секреты приготовления различных красителей, начали рисовать на ткани кистью от руки. Из украшенных таким образом полотен делали переплеты церковных книг, шили облачения. Со временем ручная роспись была заменена набивной (с использованием специальных печатных досок — манер) и начала широко использоваться в домашнем обиходе. Из украшенных таким образом тканей делали занавески, скатерти, покрывала, сарафаны и рубахи, которые носили и деревенские жители, и горожане.
Изначально манеры были целиком деревянные. В XVIII веке узор начали «выкладывать» из вбитых в деревянную основу гвоздиков и кусочков проволоки. Такие доски покрывали природной краской, плотно прижимали к полотну, а затем колотушкой (киянкой) набивали рисунок на ткань. Тех, кто занимался таким промыслом, называли набойщиками, а полученные таким способом узорчатые ткани — набойками.

Узоры набойки в основном были геометрическими и состояли из точек, кругов, квадратов, звездочек. С помощью этих простых фигур выкладывали орнаменты с растительными мотивами (листики, ягодки, веточки, цветы и т. д.). Позже на набойных тканях стали появляться и более сложные изображения — животные, птицы. Искусные мастера могли составить даже целую сюжетную композицию с несколькими персонажами.
Более сложный вариант этого вида декоративно-прикладного искусства — кубовая набойка. В этом случае на доску наносили вапу (специальный состав из глины, купороса и клейкого вещества), делали отпечаток на холсте и окунали его в чан (куб) с раствором индиго. После того как полотно доставали из чана, ткань под воздействием атмосферного кислорода приобретала глубокий синий цвет, поскольку краситель окислялся. Зарезервированный вапой узор оставался неокрашенным и тонким графическим рисунком выделялся на синем фоне. Белый рисунок на синей ткани на Русском Севере был самым популярным.
Эпоха шлиссельбургских ситцев
С середины XVIII века ручную ремесленную набойку начали вытеснять изделия мануфактурного производства. Узоры на хлопковых тканях печатали прогрессивными заварными красками, рецепты которых мастера держали в секрете.
«Шлиссельбург был центром зарождения фабричной набойки в России, — напомнила директор Музея истории Шлиссельбурга Мария Валькова. — Наш музей как раз расположен в здании бывшей ситценабивной мануфактуры, основанной в 1763 году немецкими предпринимателями Христианом Лиманом и Иоганном Сирициусом. Это предприятие оказало решающее влияние на развитие текстильной промышленности России, и именно в его цехах учились мастера Ивановской и Павлово-Посадской фабрик. К концу XVIII века изготовленные ручным способом «лимановские» ситцы пользовались большим спросом не только по всей России, но и за рубежом, составляя конкуренцию лучшим английским тканям машинного производства. В 1814 – 1820 годах на фабрике впервые в России было введено механическое печатание рисунков цилиндрами».
В годы советской власти фабрика была переименована в честь революционера — ткача Петра Алексеева. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году производство было остановлено.
Сегодня в Музее истории Шлиссельбурга хранятся образцы местного набивного ситца, но их немного. Так сложилось, что больше всего образцов тканей, созданных на шлиссельбургской фабрике, находится в Государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.
Коллекция уникальных предметов, связанных с крашением текстильного полотна и нанесением на него рисунка, есть и в тихвинском Историко-мемориальном и архитектурно-художественном музее.
«Во второй половине XIX века в отечественной текстильной промышленности сформировалось два типа производства — кустарное и фабричное, — рассказала заведующая этим музеем Вера Бондарева. — Почти во всех деревнях Тихвинского уезда были мастера, которые зарабатывали на жизнь подобными кустарными промыслами. Они использовали две основные техники украшения ткани — кубовые и белоземельные набойки (когда рисунок штампом наносили на неокрашенный фон, который называли «белая земля». — Авт.). Фабричное производство в нашем музее представлено памятными платками».
Мастера из прошлого
Фотокаталог «Цвета неба и воды. История о набойке и набойщиках Архангельского Севера» посвящен коллекциям верховой набойки из Архангельского, Вельского и Шенкурского краеведческих музеев, а также Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея.
На «круглом столе» издание представили авторы проекта — директор Архангельского краеведческого музея Александра Богданова и руководитель студии традиционного костюма «Русские начала» Татьяна Валькова. В основу этого масштабного труда легли уникальные архивные документы, которые на протяжении многих лет собирала известная искусствовед исследователь народного искусства Наталья Лютикова (1957 – 2019).
«В музейных коллекциях сохранилось много предметов народного текстиля, в том числе — церковных облачений, что свидетельствует о популярности красильного и набойного промысла. Однако реальный его масштаб до конца понятен не был по причине отсутствия обобщающего труда с описанием технологий, имен мастеров, которые занимались набойным промыслом, — рассказала Наталья Валькова. — Благодаря работе Натальи Павловны Лютиковой, которая занялась этой темой во второй половине 2000‑х годов, появились списки красильщиков всех уездов Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерний и даже тех территорий Новгородчины, которые позже вошли в состав Вологодской и Архангельской губерний. Всего в этих списках содержится 1776 имен мастеров начиная с XVII века».
Кроме списка красильщиков в каталоге есть словарь терминов, характерных для набоечного промысла. А само издание иллюстрировано фотографиями музейных экспонатов: набойные доски, образцы тканей, предметы одежды.

ФОТО АВТОРА
«В книгу вошел далеко не весь собранный Натальей Лютиковой материал, — уточнила Александра Богданова. — Часть его размещена на сайте Архангельского краеведческого музея — на страницах сборника на него есть ссылки».
Как варили вапу
Со второй половины XIX века из‑за появления дешевого фабричного ситца технология ручной набойки стала использоваться реже и в XX веке была утрачена. Однако этнографы, искусствоведы и исследователи ее восстановили по крупицам, и сегодня искусство набойки, можно сказать, переживает второе рождение. Многие мастера и дизайнеры, обращаясь к этому народному промыслу, создают уникальные изделия, которые пользуются спросом у современников, в том числе у молодежи.
«В условиях бездушной цифровизации неуклонно растет интерес к вещам, созданным вручную, а набойка — это повседневное творчество, которое живет на протяжении многих столетий, словно нитью соединяющее прошлое с настоящим и уводящее в будущее», — подчеркнула директор Музейного агентства Ленобласти Леся Колесникова.
Изюминкой мероприятия стал показ не только коллекции традиционных национальных костюмов Тотемского уезда Вологодской губернии «Картинки из Наквасина», созданных участниками семейного фольклорно-этнографического клуба «Василиса», но и современных нарядов, выполненных в этой технике в мастерской дизайнера Катерины Кондратьевой.
«Для создания этой коллекции мы провели серьезное исследование, — рассказала руководитель клуба «Василиса» Любовь Садкова. — Изучали этнографические образцы, сохранившиеся в фондах музеев СЗФО, в том числе в Вологодском музее-заповеднике, Тотемском музейном объединении, Тарногском музее традиционной народной культуры. Выезжали в этнокультурный центр «Пожарище», в котором хранятся уникальные работы мастеров-красильщиков деревни Наквасино. Начинать работать с набойкой было боязно, так как информации на эту тему очень мало. Особенно было сложно разобраться, как варить вапу. В итоге со всем справились — коллекция получилась».
Не менее яркой оказалась демонстрация платков из семейной мастерской Полежаевых, украшенных сказочными птицами, словно слетевшими с северных сарафанов.
«Я родом из города Вельска, супруга — из Северодвинска, а наша мастерская находится в Ленинградской области, в окрестностях поселка Лебяжье, — рассказал мастер Андрей Полежаев. — Мы уже много лет работаем с льняными тканями в технике верховой набойки, за последние два года освоили кубовую набойку и теперь набиваем не только льняные платки, но и хлопковые, и даже с вискозой. Создаем скатерти и платки — реплики и авторские интерпретации. Дело в том, что в музеях сохранились оригинальные сарафаны и скатерти, а вот набивных льняных платков почти нет. Перекладывая на платки рисунки с льняных сарафанов, мы даем этому искусству новую жизнь. В моем понимании мастер — либо реконструктор, либо крестьянин. Реконструктор в своей деятельности использует все готовое, крестьянин же старается пользоваться тем, что облегчает ему жизнь. Мы придерживаемся крестьянской философии, поэтому используем современные материалы, например, для верховой набойки — современные акриловые краски для ткани, которые производятся в Петербурге. Деревянные набойки покупаем в мастерских, но в перспективе планируем делать сами. Уверены и рады, что интерес к этой теме в последнее время растет».
Читайте также:
Юные инженеры заявляют о себе. В Петербурге состоялся форум «Инновации молодых»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (7849) от 17.02.2025 под заголовком «Возвращение набоек и манер».
Комментарии