В Северной столице состоялся «круглый стол» «История техники ручной набойки по ткани»

Музейное агентство Ленинградской области совместно с Архангельским краеведческим музеем провели межрегиональный «круглый стол». На нем с докладами выступили представители областных музеев, в экспозициях которых представлены предметы, связанные с этим древним ремеслом. Там же прошла презентация фотоальбома-каталога «Цвета неба и воды. История о набойке и набойщиках Архангельского Севера».

В Северной столице состоялся «круглый стол» «История техники ручной набойки по ткани» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Белое на синем

Мероприятие началось с мас­тер-класса по набивке традиционных рисунков и орнаментов Русского Севера на льняные салфетки, который провела исполняющая обязанности заведующей музеем «Дом станционного смотрителя» Александ­ра Носкова. Собравшиеся с удовольствием приняли в нем участие, а затем с интересом прослушали доклады специалистов об истории возникновения и развития этого ремесла до наших дней. Ведь известное с давних времен самобытное искусство украшать ткань набивным (печатным) рисунком в нашем регионе было развито практически повсеместно, а дольше всего продержалось именно на Русском Севере, который и стал хранителем этого ремесла.

Началось все с X века, когда иконописцы, обладающие художественными способностями и знающие секреты приготовления различных красителей, начали рисовать на ткани ­кистью от руки. Из украшенных таким образом полотен делали переплеты церковных книг, шили облачения. Со временем ручная роспись была заменена набивной (с использованием специальных печатных досок — манер) и начала широко использоваться в домашнем обиходе. Из украшенных таким образом тканей делали занавески, скатерти, покрывала, сарафаны и рубахи, которые носили и деревенские жители, и горожане.

Изначально манеры были целиком деревянные. В XVIII веке узор начали «выкладывать» из вбитых в деревянную основу гвоздиков и кусочков проволоки. Такие доски покрывали природной краской, плотно прижимали к полотну, а затем колотушкой (киянкой) набивали рисунок на ткань. Тех, кто занимался таким промыслом, называли набойщиками, а полученные таким способом узорчатые ткани — набойками.

Узоры набойки в основном были геометрическими и состояли из точек, кругов, квадратов, звездочек. С помощью этих простых фигур выкладывали орнаменты с растительными мотивами (листики, ягодки, веточки, цветы и т. д.). Позже на набойных тканях стали появляться и более сложные изображения — животные, птицы. Искусные мастера могли составить даже целую сюжетную композицию с несколькими персонажами.

Более сложный вариант этого вида декоративно-прикладного искусства — кубовая набойка. В этом случае на доску наносили вапу (специальный состав из глины, купороса и клейкого вещества), делали отпечаток на холсте и окунали его в чан (куб) с раствором индиго. После того как полотно доставали из чана, ткань под воздействием атмосферного кислорода приобретала глубокий синий цвет, поскольку краситель окислялся. Зарезервированный вапой узор оставался неокрашенным и тонким графическим рисунком выделялся на синем фоне. Белый рисунок на синей ткани на Русском Севере был самым популярным.

Эпоха шлиссельбургских ситцев

С середины XVIII века ручную ремесленную набойку начали вытеснять изделия мануфактурного производства. Узоры на хлопковых тканях печатали прогрессивными заварными красками, рецепты которых мастера держали в секрете.

«Шлиссельбург был центром зарождения фабричной набойки в России, — напомнила директор Музея истории Шлиссельбурга Мария Валькова. — Наш музей как раз расположен в здании бывшей ситценабивной мануфактуры, основанной в 1763 году немецкими предпринимателями Христианом Лиманом и Иоганном Сирициусом. Это предприятие оказало решающее влияние на развитие текстильной промышленности России, и именно в его цехах учились мастера Ивановской и Павлово-Посадской фабрик. К концу XVIII века изготовленные ручным способом «лимановские» ситцы пользовались большим спросом не только по всей России, но и за рубежом, составляя конкуренцию лучшим английским тканям машинного производства. В 1814 – 1820 годах на фабрике впервые в России было введено механическое печатание рисунков цилиндрами».

В годы советской власти фабрика была переименована в честь революционера — ткача Петра Алексе­ева. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году производство было остановлено.

Сегодня в Музее истории Шлиссельбурга хранятся образцы местного набивного ситца, но их немного. Так сложилось, что больше всего образцов тканей, созданных на шлиссельбургской фабрике, находится в Государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.

Коллекция уникальных предметов, связанных с крашением текстильного полотна и нанесением на него рисунка, есть и в тихвинском Историко-мемориальном и архитектурно-художественном музее.

«Во второй половине XIX века в отечественной текстильной промышленности сформировалось два типа производства — кустарное и фабричное, — рассказала заведующая этим музеем Вера Бондарева. — Почти во всех деревнях Тихвинского уезда были мастера, которые зарабатывали на жизнь подобными кустарными промыслами. Они использовали две основные техники украшения ткани — кубовые и белоземельные набойки (когда рисунок штампом наносили на неокрашенный фон, который называли «белая земля». — Авт.). Фабричное производство в нашем музее представлено памятными платками».

Мастера из прошлого

Фотокаталог «Цвета неба и воды. История о набойке и набойщиках Архангельского Севера» посвящен коллекциям верховой набойки из Архангельского, Вельского и Шенкурского краеведческих музеев, а также Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея.

На «круглом столе» издание представили авторы проекта — директор Архангельского краеведческого музея Александра Богданова и руководитель студии традиционного костюма «Русские начала» Татьяна Валькова. В основу этого масштабного труда легли уникальные архивные документы, которые на протяжении многих лет собирала известная искусствовед исследователь народного искусства Наталья Лютикова (1957 – 2019).

«В музейных коллекциях сохранилось много предметов народного текстиля, в том числе — церковных облачений, что свидетельствует о популярности красильного и набойного промысла. Однако реальный его масштаб до конца понятен не был по причине отсутствия обобщающего труда с описанием технологий, имен мастеров, которые занимались набойным промыслом, — рассказала Наталья Валькова. — Благодаря работе Натальи Павловны Лютиковой, которая занялась этой темой во второй половине 2000‑х годов, появились списки красильщиков всех уездов Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерний и даже тех территорий Новгородчины, которые позже вошли в состав Вологодской и Архангельской губерний. Всего в этих списках содержится 1776 имен мастеров начиная с XVII века».

Кроме списка красильщиков в каталоге есть словарь терминов, характерных для набоечного промысла. А само издание иллюстрировано фотографиями музейных экспонатов: набойные доски, образцы тканей, предметы одежды.

Набойки2_Че.jpg
ФОТО АВТОРА

«В книгу вошел далеко не весь собранный Натальей Лютиковой материал, — уточнила Александра Богданова. — Часть его размещена на сайте Архангельского краеведческого музея — на страницах сборника на него есть ссылки».

Как варили вапу

Со второй половины XIX века из‑за появления дешевого фабричного ситца технология ручной набойки стала использоваться реже и в XX веке была утрачена. Однако этнографы, искусствоведы и исследователи ее восстановили по крупицам, и сегодня искусство набойки, можно сказать, переживает второе рождение. Многие мастера и дизайнеры, обращаясь к этому народному промыслу, создают уникальные изделия, которые пользуются спросом у современников, в том числе у молодежи.

«В условиях бездушной цифровизации неуклонно растет интерес к вещам, созданным вручную, а набойка — это повседневное творчест­во, которое живет на протяжении многих столетий, словно нитью соединяющее прошлое с настоящим и уводящее в будущее», — подчерк­нула директор Музейного агентства Ленобласти Леся Колесникова.

Изюминкой мероприятия стал показ не только коллекции традиционных национальных костюмов Тотемского уезда Вологодской губернии «Картинки из Наквасина», созданных участниками семейного фольклорно-этнографического клуба «Василиса», но и современных нарядов, выполненных в этой технике в мастерской дизайнера Катерины Кондратьевой.

«Для создания этой коллекции мы провели серьезное исследование, — рассказала руководитель клуба «Василиса» Любовь Садкова. — Изучали этнографические образцы, сохранившиеся в фондах музеев СЗФО, в том числе в Вологодском музее-­заповеднике, Тотемском музейном объединении, Тарногском музее традиционной народной культуры. Выезжали в этнокультурный центр «Пожарище», в котором хранятся уникальные работы мастеров-красильщиков деревни Наквасино. Начинать работать с набойкой было боязно, так как информации на эту тему очень мало. Особенно было сложно разобраться, как варить вапу. В итоге со всем справились — коллекция получилась».

Не менее яркой оказалась демонстрация платков из семейной мастерской Полежаевых, украшенных сказочными птицами, словно слетевшими с северных сарафанов.

«Я родом из города Вельска, супруга — из Северодвинска, а наша мастерская находится в Ленинградской области, в окрестностях поселка Лебяжье, — рассказал мастер Андрей Полежаев. — Мы уже много лет работаем с льняными тканями в технике верховой набойки, за последние два года освоили кубовую набойку и теперь набиваем не только льняные платки, но и хлопковые, и даже с вискозой. Создаем скатерти и платки — реплики и авторские интерпретации. Дело в том, что в музеях сохранились оригинальные сарафаны и скатерти, а вот набивных льняных платков почти нет. Перекладывая на платки рисунки с льняных сарафанов, мы даем этому искусству новую жизнь. В моем понимании мастер — либо реконструктор, либо крестьянин. Реконструктор в своей деятельнос­ти использует все готовое, крестьянин же старается пользоваться тем, что облегчает ему жизнь. Мы придерживаемся крестьянской философии, поэтому используем современные материалы, например, для верховой набойки — современные акриловые краски для ткани, которые производятся в Петербурге. Деревянные набойки покупаем в мастерских, но в перспективе планируем делать сами. Уверены и рады, что интерес к этой теме в последнее время растет».

Читайте также:

В городе на Неве состоялся «круглый стол» «Эволюция молодежных пространств: культура, инфраструктура, новации»

Юные инженеры заявляют о себе. В Петербурге состоялся форум «Инновации молодых»


#круглый стол #каталог #мастер-класс #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (7849) от 17.02.2025 под заголовком «Возвращение набоек и манер».


Комментарии