2Vtzqv4Hz9U

В Северной столице пройдёт премьера спектакля-променада «Мистерии. Театральная игра в доме Юсуповых»

Она состоится в театре дворца Юсуповых на Мойке. Спектакль поставлен вместе с театром «Мастерская».

В Северной столице пройдёт премьера спектакля-променада «Мистерии. Театральная игра в доме Юсуповых» | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА/предоставлено организаторами проекта

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА/предоставлено организаторами проекта

Действо построено как мозаика из осколков истории рода Юсуповых, реальных событий и литературных произведений разных авторов и времен. Режиссер Сергей Паньков и драматург Владимир Хаунин включили в постановку фрагменты из мемуаров и писем Юсуповых и их современников, стихи Михаила Лермонтова, Александра Блока, Владимира Набокова, Александра Вертинского… Есть отрывки из пьесы Мориса Метерлинка «Слепые» и пушкинского «Пира во время чумы».

Зрителей заранее предупреждают о том, что придется много двигаться (во флигеле, где разыгрывается спектакль, четыре этажа, и гости побывают везде). Им предстоит спускаться и подниматься по узким каменным лестницам, танцевать, делать реверансы. Присесть предложат, но ненадолго. Одним из самых ярких впечатлений станет посещение домашнего театра Юсуповых, где зрители разместятся на сцене, а артисты в зале.

Тем, кто читал, к примеру, воспоминания Феликса Юсупова, чуть легче разобраться в хитросплетениях сюжета. Но и им многое покажется странным (не случайно жанр постановки обозначен как мистерия).

«Это история старорусского семейства в типичной для него обстановке восточной дикости и роскоши. Начинается она у татар в Золотой Орде, продолжается в императорском дворе в Санкт-Петербурге и оканчивается в изгнании» — так пишет Феликс Феликсович. Спектакль Сергея Панькова Золотую Орду не затрагивает, зато о дикости, дерзости, роскоши, изгнании и страстной любви, в том числе к театру, повествует в живых деталях.

Действующие лица: Феликс Феликсович Юсупов (тот самый, которого многие помнят как убийцу Распутина), его жена Ирина Александровна и его же брат Николай Феликсович. А также их бабушка и дедушка Татьяна Александровна Юсупова-Рибопьер и Николай Борисович Юсупов (младший). Задействованы и мать Николая Борисовича Зинаида Ивановна, и его дочь (она же мать Феликса Феликсовича) Зинаида Николаевна. Их играет одна и та же актриса.

Присутствуют граф Арвид Мантейфель (тот, что убил на дуэли Николая Феликсовича) и его жена Марина Гейден (из‑за которой состоялась дуэль). Помогают главным действующим лицам и их гостям-зрителям дворецкий Петр и безымянные горничные. Большую часть ролей исполняют выпускники актерского курса Сергея Черкасского Института сценических искусств.

Одеты все персонажи примерно в духе своих эпох. То есть в разных вкусах и стилях. Большинство из них молоды, но есть и те, что повзрослее. И это никак не связано со сроком жизни их исторических прототипов. Зинаида Николаевна Юсупова, например, выглядит старше своих родителей. Но удивляться этому не стоит — призраки прошлого сами выбирают, как себя презентовать.

Точно так же не имеет смысла требовать и исторической достоверности, объективности, точности… Гостей пригласили на этот спектакль не в образовательных целях (хотя кто‑то наверняка узнает что‑то новое), а для того, чтобы поделиться личным взглядом героев на события.

После того как все соберутся в зале, познакомятся с правилами бального этикета и несколькими танцевальными па, участникам променада предложат выбрать один из четырех маршрутов и одного из четырех проводников. Феликс, Ирина, Николай и Татьяна Рибопьер-Юсупова расскажут оказавшим им предпочтение гостям о своем видении семейных легенд и приключений. О чем‑то они умолчат, в чем‑то будут откровенно пристрастны, иногда жестоки, иногда сентиментальны.

Порой их пути и сюжеты пересекаются. Так, трагедию любви и смерти Николая Юсупова разыграют для всех. Причем покажут ее сразу с нескольких точек зрения. И окажется, что Феликс Юсупов и Марина Гейден описали одни и те же события совсем по‑разному. В какой‑то момент Феликс и Ирина обменяются гостями, и это тоже добавит новые ракурсы в восприятие знакомых эпизодов — убийства Распутина и эмиграции Юсуповых.

О чем этот спектакль? О том, что за любыми историческими фактами стоят живые люди со своей болью, иллюзиями и целями. О том, что нет единственно верного суждения или интерпретации. Есть калейдоскоп человеческих индивидуальностей, оценок, трактовок. И только их многообразие, возможно, приближает нас к истине.

Уже скоро состоится премьера второй части этого сложносочиненного действа. В конце августа пройдет первый показ парного вышеописанному спектакля-променада «Мистерии. Театральный прием во дворце Юсуповых».

Читайте также: 

Молодёжный театр на Фонтанке открыл 46‑й сезон

Театр музыкальной комедии открыл 96‑й театральный сезон

#спектакль #Дворец Юсуповых #Мастерская

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (7733) от 23.08.2024 под заголовком «О тайнах прошлого, о роскоши, о славе».


Комментарии