В Северной столице продолжается показ арт-проекта «Искусство жить дома»

Экспозиция «Искусство жить дома» (12+) представляет работы трех петербургских художниц, размещенные в пространствах мемориальных музеев-квартир Николая Некрасова, Владимира Набокова, Ивана Павлова.

В Северной столице продолжается показ арт-проекта «Искусство жить дома» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как рассказали Дарья Болдырева и Мария Трунтаева, кураторы проекта, сотрудницы Северо-Западного филиала ГМИИ им. А. С. Пуш­кина, у них были две основные задачи. С одной стороны, привлечь в традиционные музеи молодую аудиторию, которая интересуется современным искусством. С другой — желание показать посетителям мемориальных музеев, чаще всего это школьники и пенсионеры, как работают художники в XXI веке, когда встречаются с материалом ушедших эпох. Около года шла работа над проектом: переговоры с музеями, приглашение авторов, выбор сюжетов. В итоге Вера Петровская создала для Музея Набокова выставку «Чудо», Александра Гарт для Музея Некрасова — «Игру в классики», Дарья Правда для Музея Павлова — «Reflexio. Сигнал сигналов». Их объединила тема игры.

Главное для Петровской — тексты Набокова. Она помещает в «шкатулки» собственного изготовления фрагменты набоковских стихотворений и прозы, отпечатанные на пишущей машинке его времени. Хотя известно, что сам писатель пользовался исключительно карандашами и специально разлинованными карточками для записей. Открываю дверцу, вижу «театральный» макет — вечерний лес. Разворачиваю листок бумаги с цитатой из набоковского стихотворения: «Какой закат! И завтра снова, // и долго-долго быть жаре, // что безошибочно основано // на тишине и мошкаре».

Другая шкатулка содержит случайный, странный, на первый взгляд, набор предметов, созданных автором с помощью красок и фантазии, — «лужа», «кусок синего неба», «трамвай». Ключом к ним стала цитата из романа «Смотри на арлекинов», в которой Набоков призывает «выдумывать реальность, творить мир».

Напоминая о том, что писатель гармонично совмещал занятия литературой и энтомологию, Петровская помещает под большой сачок из золотистых нитей фарфоровых бабочек. Это «души стихотворений» с текстами на крыльях. На одном насекомом — набоковская строка и мечта художницы: «зажмурься, уменьшись и в вечное // пройди украдкою насквозь».

Александра Гарт играет в прятки с посетителями. В комнату Авдотьи Панаевой помещены салфетки, на которых крестиком вышиты схемы карточной игры в покер. Некрасов, как известно, был удачливым и азартным картежником. На стене спальни оказался портрет Кадо — любимой собаки Некрасова, заядлого охотника. В столовой на столе, как бы невзначай, — изображение железной дороги, отсылающее к известному стихотворению Некрасова.

Дарья Правда предпочитает чистую игру. Ее псевдонаучный прибор для изучения «второй сигнальной системы» снабжен лампочкой, свечение удерживается силой внимания. Это пародия на современных псевдоученых, двигающих предметы «силой мозга».

Все три выставки работают по 30 июня. Расписание экскурсий и медиаций — на сайте проекта.


#выставка #арт-проект #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7669) от 24.05.2024 под заголовком «Украдкою насквозь».


Комментарии