В Северной столице открылся большой фестиваль длиной в год «Приношение Елене Образцовой»
Фестиваль открылся концертами памяти певицы «Душе твоей, Елена» в Ротонде Мариинского дворца и в Культурном центре Образцовой, где выступили юные участники конкурсов разных лет.
ФОТО Sigmund on Unsplash
Десять лет оперный мир живет без Елены Образцовой, и это, бесспорно, очень ощутимо. Как заметил однажды Марис Янсонс, с уходом великих критерий оценки качества у публики исчезает, обезоруживая ее перед натиском халтуры середняков. В этом смысле миссия немногочисленных именных центров в России, среди которых кроме Культурного центра Елены Образцовой хорошо известны Центр оперного пения Галины Вишневской и Фонд Ирины Богачевой, при всей разности их возможностей нацелена на то, чтобы хранить и развивать традиции, переданные из рук в руки.
В Культурном центре Елены Образцовой такая хранительница — Ирина Чернова, знавшая Елену Васильевну с первых лет существования ее международного конкурса молодых певцов, участвовавшая в ее мастер-классах как бессменный координатор, пианист. Феноменальная музыкантская память Черновой поражает. Ее действенная память притягивает сегодня педагогов со всей страны на многочисленные мастер-классы не только по вокальной технике, но и по целому спектру вопросов, связанных с миром оперного искусства. Здесь же был учрежден и Всероссийский конкурс вокального и инструментального искусства на приз культурного центра.
Концерт тенора Валерия Макарова и сопрано Элеоноры Макаровой в Ротонде Мариинского дворца стал доказательством жизнеспособности традиции и дальновидности выбора конкурсного жюри. Именно Валерий Макаров стал обладателем «Гран-при» на V международном конкурсе юных вокалистов. Жюри, в составе которого были зарубежные звезды, а сопредседателем — Галина Писаренко, было покорено тем, как 13‑летний мальчик из Самары исполнил арию Венеры из оперы «Тезей» Люлли. Это было и в самом деле похоже на откровение. Казалось, что звучит что‑то неземное, невозможное, ангельское. Как выяснилось позже, Валера буквально балансировал на волоске: ему оставалось совсем немного до мутации. Сегодня Валерий Макаров — один из самых ярких и одаренных солистов своего поколения, в его репертуаре много оперных редкостей и виртуозных партий, среди которых россиниевские и моцартовские герои, персонажи Доницетти.
Для дебютного концерта в Ротонде в сопровождении рояля он составил разноплановую программу, включив туда и русские, и зарубежные арии и дуэты, камерный и оперный репертуар. А начал концерт с романса «Как в музыке много страсти» на стихи Елены Образцовой. В акустически гулком, но эстетически эффектном музейном пространстве Ротонды выразительно звучали и ария Земфиры, и романс молодого цыгана из «Алеко» Рахманинова, не говоря об их любовном дуэте. Свежие, сияющие голоса певцов идеально сливались и в финальном дуэте Виолетты и Альфреда из «Травиаты» Верди, в дуэте Мими и Рудольфа из «Богемы» Пуччини.
Грамотное построение программы, в котором давались маленькие блоки из знаменитых опер, выверенный хронометраж не давали публике заскучать, к тому же для большинства слушателей оба солиста стали открытием, поскольку их выступления на петербургской сцене большая редкость. Неудивительно было узнать после концерта, что Элеонора Макарова — ученица Маквалы Касрашвили, ближайшей многолетней подруги Елены Образцовой, без которой не обходился ни один ее конкурс молодых оперных певцов. Ровность и точный расчет дыхания, выверенность и полнота звуковедения, продуманность формы, забота о контрастах — во всем слышалась отличная школа. Кульминацией фирменного артистизма Валерия Макарова стали Куплеты Хлестакова из оперы «Ревизор» Владимира Дашкевича, которую очень захотелось послушать целиком.
Концерт в Культурном центре собрал юных вокалистов, которых скоро явно ждет участие во взрослом конкурсе. Правильно подобранный репертуар без пережимов и перекосов давал возможность расслышать юные голоса во всей их природной чистоте, красоте и вдохновении. Здесь чувствовалось больше неофициального, домашнего, салонного, и в этом было много того тепла, которым дарила в свое время Елена Образцова друзей, собиравшихся к ней на огонек. Точный драматургический расчет организаторов, поставивших в заключительную часть программы выступление тенора Дмитрия Каляки, солиста театра «Зазеркалье», вывел этот концерт на образцовый звездный уровень. И Марио Каварадосси из «Тоски» Пуччини, и монолог Отелло из одноименной оперы Верди мигом напомнили нам измерение Образцовой — необъятное пространство большой оперы, которая дарит нам столько жизни, любви и надежды.
Читайте также:
Два мира соединяются. В Петербурге отпраздновали 90 лет со дня рождения Альфреда Шнитке
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7830) от 21.01.2025 под заголовком «Образцовая память».
Комментарии