В Северной столице открылась выставка, посвящённая Владимиру Высоцкому
В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась выставка «Владимиру Высоцкому посвящается» (12+), приуроченная ко дню рождения знаменитого русского поэта и актера, навсегда оставшегося молодым, красивым, энергичным. В проекте участвуют более сорока петербургских художников разных поколений, а также коллекционеры, которые предоставили архивные материалы, связанные с творчеством автора популярных и сегодня стихов и песен.
ФОТО АВТОРА
На самом почетном месте — фотография Высоцкого, сделанная Владимиром Меклером. На открытии выставки автор рассказал историю ее появления. В апреле 1980 года ему позвонил режиссер-кинодокументалист Владислав Виноградов и сообщил, что снимает фильм «Я возвращаю Ваш портрет» и завтра на съемку в Ленинград приедет Высоцкий. Фотограф приехал в БДТ, сделал несколько фотографий… Ровно через сто дней Высоцкий ушел. Фильм, где он поет «Коней привередливых» в Малом зале БДТ, вышел на телеэкраны в 1983‑м. Еще один прижизненный литографированный портрет Высоцкого относится к 1978 году, его создал известный в то время ленинградский художник-график Михаил Песин.
Художник Леонид Строганов рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям», как несколько лет назад по просьбе одного библиофила из Ухты создал экслибрис с портретом Высоцкого. Его лицо как бы разделено надвое, создавая образ человека и артиста в роли Гамлета. Эту работу широкая публика увидит впервые. Скульптору Ларисе Петровой принадлежат бронзовые памятные медали «Высоцкий в роли Гамлета» и «Высоцкий в роли Дон-Жуана». Кстати, Петрова является автором единственного в Петербурге памятного знака поэту, установленного на одном из зданий Герценовского педагогического университета.
Триптих из ассамбляжей «Высоцкий», «Гитара I» и «Гитара II» Михаила Трифонова, очевидно, отсылает к опытам художников русского авангарда начала ХХ века. Что закономерно: Высоцкий для своего времени был авангардистом. Ироничную линию его поэзии поддерживает скульптурный этюд Семена Жохова «Не страшны дурные вести, мы в ответ бежим на месте», изображающий субтильного юношу с гордым лицом, который явно мечтает о мировых рекордах.
Рисунок Виктора Борисова «Преодоление» с персонажем в оковах создавался несколько лет назад и к Высоцкому не имеет отношения. В контексте данного проекта рисунок напомнил одну из лучших работ актера в Театре на Таганке — роль Хлопуши в спектакле «Пугачев» по поэме Сергея Есенина.
Гитара на фоне городского пейзажа на картине Андрея Корольчука «Городской романс» напомнила мне песню из кинофильма «Вертикаль», которая начинается словами: «В суету городов и в потоки машин // Возвращаемся мы — просто некуда деться!». С этого фильма 1966 года режиссеров Станислава Говорухина и Бориса Дурова началась всесоюзная слава Высоцкого.
Один из первых посетителей выставки серебряного возраста заметил, что, услышав однажды строчки Высоцкого: «Я не люблю фатального исхода. // От жизни никогда не устаю. // Я не люблю любое время года, // Когда веселых песен не пою», следует им всю жизнь.
Выставка работает по 9 февраля. На 7 февраля запланирован благотворительный аукцион, где будут продаваться некоторые произведения, представленные в экспозиции, а также редкие звукозаписи и книги Высоцкого. Организаторы намерены направить собранные средства на создание музея Высоцкого в Петербурге, который планируют открыть в 2028 году к 90‑летию со дня рождения поэта.
Читайте также:
Диалоги у Ингербургских ворот. В Музее города Гатчины состоялась арт-медиация
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (7835) от 28.01.2025 под заголовком «Он не уставал от жизни».
Комментарии