В Северной столице открылась выставка «Блокада. Артефакты памяти»
Выставка развернута в Центральной районной библиотеке имени М. Шолохова на ул. Лени Голикова, 31. В витринах — свидетельства военного времени и их послевоенные «рифмы».
ФОТО Debby Hudson on Unsplash
По словам организатора проекта Андрея Кулика, если воспринимать блокаду как текст, то важным аспектом является послесловие. Поэтому большой интерес вызывает время после 1944 года, когда началось восстановление города, освобожденного от блокады.
Среди примеров блокадных «рифм» — акварели архитектора Валентина Каменского, которые в годы блокады были изданы как открытки, а в начале 1970‑х годов — в виде альбома репродукций. Еще одно блокадное послесловие — история библиофила Юрия Маретина. Книги он начал собирать в осажденном городе, будучи еще подростком, а впоследствии стал читать лекции и устраивать выставки своей коллекции.
Эта выставка еще и том, что многие деятели искусства впоследствии в своем творчестве не только продолжили блокадную тему, но и находили себя в других направлениях, не связанных с войной. К примеру, художник-график Андрей Ушин, создавший свои первые эстампы блокадной зимой 1943 года при свете коптилки, впоследствии раскрылся как замечательный график, создававший виды Ленинграда, работавший над книжными иллюстрациями к произведениям Достоевского и Есенина.
Другой художник, Шая Меламуд, в блокадном Ленинграде работавший над созданием крупномасштабных полотен для уличной агитации, после войны работал в самых разных жанрах: писал портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи. На выставке представлена его открытка Viva Cuba с изображением Фиделя Кастро.
Не замыкался после войны в блокадной теме и поэт Михаил Дудин, но фронтовой памяти был верен всегда. Еще во время войны он всячески поддерживал творчество поэта-фронтовика Георгия Суворова. Когда тот погиб в феврале 1944 года, Дудин собрал его стихи и выпустил отдельным изданием под названием «Слово солдата».
«В этот сборник я отобрал лучшее, что успел написать Георгий Суворов — один из тех, кто нашел песню в самом пекле боя, кому по праву положено рассказать о великом сегодняшнем дне грядущему», — отмечал Дудин в предисловии. И впоследствии на протяжении многих лет он прилагал немало усилий, чтобы сборник Суворова выходил новыми изданиями.
Возрастное ограничение 12+
Читайте также:
В Доме журналиста открывается выставка, посвященная предстоящему 80-летию Великой Победы
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7831) от 22.01.2025 под заголовком «Блокадные послесловия».
Комментарии