Сюжеты базарной живописи. В Сестрорецке открылась выставка картин-«ковриков»
Такие картины называли «ковриками», их продавали на рынках и базарах. Ими украшали трактиры и чайные, а кто‑то даже нес домой. Авторы писали их масляными красками, в основном на том, что было под рукой, — на клеенке, фанере, картоне, обрывках брезента. Яркие, сочные, порой аляповатые и безвкусные, они были характерным атрибутом своего времени.
Коллекционер Андрей Сазонов сетует, что в Петербурге до сих пор нет художественной галереи или музея, где было бы представлено подобное «наивное искусство», да и вообще мало кто всерьез занимается его изучением. / ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Художник и коллекционер Андрей Сазонов собирает подобные произведения уже десятки лет. Раньше находил их на барахолках и у скупщиков, причем чаще всего на Вологодчине, в Вятском крае, на юге России и на Украине. Теперь заказывает через Интернет. Сложилась большая коллекция, больше тысячи картин, которую он уже представлял в Костроме, Великом Новгороде, Рыбинске.
Теперь несколько десятков работ из коллекции Сазонова можно увидеть в выставочном зале «Арт-Курорт» в его родном Сестрорецке. Андрей Анатольевич вспоминает, что в детстве видел подобные картины — с чудо-оленями, лебедями и русалками — на здешнем рынке, но тогда не придавал этому значения, поскольку они были просто частью привычной жизни.
Самая старая работа в коллекции — пасторальная картина в немецком духе, запечатлевшая барышню и юношу на охоте, — относится к началу ХХ века. Есть поделка 1920‑х годов, изображающая Стеньку Разина с княжной — явно напоминание об одном из первых русских кинофильмов. Правда, эта работа отличается от всех остальных отсутствием аляповатости : не исключено, что ее создал иконописец, лишенный возможности заниматься привычным делом и вынужденный зарабатывать на жизнь « ширпотребом ».
— Подобное искусство называют наивным, примитивным, — говорит Сазонов. — И действительно, такие картины нередко были своего рода воплощением несбыточной мечты, образом идеального мира, который человек помещал у себя дома и радовался. Сказочные терема на фоне южных пейзажей, русалки, нимфы и наяды, пруды с лебедями, катание на лодке, влюбленные у колодца … А в целом — умиротворение, счастье и достаток.
Художники изображали также эпизоды из сказок, литературных произведений или исторические события. На выставке можно увидеть образы и былинных богатырей, и Ивана Сусанина в окружении поляков, уже обнаживших свои сабли … Сюжеты некоторых « примитивов » просто парадоксальны. К примеру, на картине, выполненной на солдатском одеяле, можно угадать черты Пушкина и Татьяны из « Евгения Онегина ». Но почему‑то изображены они … под пальмами.
Больше всего картин послевоенных. В ту пору действовали целые артели, изготавливавшие подобную « живопись ». Авторы « примитивов » чаще всего неизвестны, да если и оставил кто‑то из них свой автограф, то искусствоведам его имя ничего не скажет. Иногда такие поделки создавали по образцам на заказ, занимаясь « переложением » произведений Шишкина, Сурикова, Перова, Васнецова, при этом « подправляли » композицию и меняли колорит … Работали, естественно, на скорую руку, о долговечности не задумывались, а потому нынче красочный слой осыпается с клеенок …
Как раз об этом занятии поведала мужу, главному герою рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», жена, ожидая его выхода на волю : мол, отхожие промыслы в деревне все уже давно забросили, но появился новый — «ковры красить». «Привез кто‑то с войны трафаретки, и с тех пор пошло, пошло, и все больше таких мастаков красилей набирается … И ездят они по всей стране и даже в самолетах летают, потому что время свое берегут, а деньги гребут тысячами многими, и везде ковры малюют…». Поэтому она таила надежду : мол, вернется из лагеря ее Иван и тоже таким «красилем» станет. «И они тогда подымутся из нищеты, в какой она бьется, детей в техникум отдадут и заместо старой избы гнилой новую поставят».
— Творчество это давно уже кануло в небытие : последние образцы такой живописи встречались на украинских и южнорусских базарах в 1970‑х годах, — говорит Андрей Сазонов. — Многие искусствоведы к подобным « примитивам » относятся с пренебрежением — наверное, справедливо. Тем не менее отдельные произведения достойны сохранения — как любопытные артефакты эпохи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7094) от 24.01.2022 под заголовком «Сюжеты базарной живописи».
Комментарии