В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялся российско-белорусский «круглый стол»
Он приурочен к сорокалетию выхода в Ленинграде в 1984 году «Блокадной книги» (12+) Алеся Адамовича и Даниила Гранина.
ФОТО Pixabay
Казалось бы, это литературное произведение, которое сегодня служит одним из «фундаментов» блокадной памяти, хорошо всем знакомо, однако до сих пор некоторые подробности его создания остаются «за кадром».
Как рассказала Наталья Адамович, дочь писателя Алеся Адамовича, замысел произведения возник у отца еще в конце 1960‑х годов, когда ему довелось пообщаться с ленинградцами, пережившими блокаду. Сохранились его карманные «блокадные записные книжки», из которых понятно, как продвигалась реализация идеи.
Адамович говорил, что опыт общения с блокадниками утвердил его в мысли: «Не надо спешить судить человека, надо понять пределы его возможностей. Время само все рассудит». С предложением принять участие в создании книги он обратился к Даниилу Гранину, с которым был хорошо знаком.
— Алесь Адамович «заразил» блокадной темой Даниила Гранина, который, в общем‑то, не собирался обращаться к этой теме, — пояснила его дочь Марина Чернышева. — Однако поначалу ни объявления по радио, ни призыв, брошенный на встречах с читателями, не помогли найти людей, готовых поделиться своими блокадными воспоминаниями. Тогда Даниил Александрович начал искать через круг ближайших друзей, родных и знакомых. Они и стали первыми источниками сведений для «Блокадной книги».
Постепенно заработало «сарафанное радио», круг стал расширяться. Люди передавали Адамовичу и Гранину сохранившиеся у них письма и дневники времен блокады. И как будто бы открылся «шлюз» народной памяти — эмоций, порой обиды на то, что ни в Москве, ни в других городах не знали по‑настоящему, что происходило в Ленинграде во время блокады…
Белорусские участники «круглого стола» подробно остановились на исследовании «Блокадной книги» в республике, в том числе студентами Минского государственного лингвистического университета. Они отметили, что Адамович и Гранин пришли к написанию сложного трагического произведения благодаря своей писательской философии и хотели честно показать «душу человека на войне».
Читайте также:
Фестиваль анимации и литературы «Пушкин. Михайловское» прошёл в Пушкинских Горах
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (7821) от 25.12.2024 под заголовком «Путь «Блокадной книги»».
Комментарии