В Садовом вестибюле Михайловского дворца работает выставка Ивана Творожникова
Известный при жизни мастер русского жанра после ухода в годы революции и Гражданской войны был совершенно забыт. К 175‑летию со дня рождения художника Русский музей, обладающий самым большим собранием его произведений, впервые показывает избранное — 15 картин и гравюр.
«Гармонистка». 1880‑е гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Иногда Творожникова называют автором одной картины. Это несправедливое суждение. Хотя, действительно, «Бабушка и внучка», созданная в 1888 году и позже растиражированная в массовых изданиях рубежа XIX – XX веков, стала лучшей работой художника. В ней Творожников соединил достижения передвижников и пленэрной живописи, идущей от импрессионистов. Моделями стали его мать Матрона Потаповна и девочка Маша.
«Бабушка и внучка». 1888 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
В 1880 – 1890‑е годы каждое лето Творожников выезжал в родную тверскую деревню Жуковку. Там, по воспоминаниям современников, нанимал всех желающих, это были местные крестьяне, с них делал этюды. Как пишут биографы художника, для картины «Продавец образков» позировал дед автора — Игнатий Творожников, «направляясь после выгона коров на очередной сеанс». На выставке показаны две работы из этого цикла — «Портрет девушки» и «Голова юноши», а также ксилография «По святым местам», сделанная с картины «Продавец образков» младшим братом Алексеем Творожниковым, тот тоже стал художником. Сама картина имеет два варианта, они находятся в музеях Пскова и Твери. В те же годы была создана еще одна замечательная картина — «Гармонистка», редкое в русском искусстве изображение женщины, играющей на гармони.
Талант, трудолюбие и многолетняя выучка в Академии художеств позволили Творожникову участвовать во многих престижных выставках в России и по всему миру. Картину «У церкви» и эскиз к ней приобрел для своей галереи Павел Третьяков. После II Венецианской биеннале (1897) две его картины — «Девочка» («Холодно!») и «Бог Вам милости послал» — были приобретены итальянскими музеями. На выставке представлена ксилография Творожникова-брата с первой картины.
Впрочем, как заметил его коллега Владимир Маковский, «какой это хороший и способный художник, но его излишняя скромность оставила его в стороне». В 1898 году Творожников занял должность штатного профессора Академии художеств и в течение последующих 20 лет много времени уделял преподаванию в стенах альма матер. В поздних этюдах 1900‑х годов «Толпа» и «Кладбище» видны поиски автора в стилистике экспрессионизма, который тогда только начинался.
Выставку дополняют два портрета начала ХХ века. Один большой парадный выполнен Василием Савинским, который также преподавал в Академии художеств. Второй, миниатюрный, называется «Профессор И. И. Творожников перед мольбертом». Он является дружеским шаржем Вадима Фалилеева, тогда учившегося в Академии художеств. Творожников изображен рисующим средним пальцем левой руки: намек на то, что мастер превосходно владел ремеслом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7529) от 24.10.2023 под заголовком «Девушка с гармонью».
Комментарии