В Русском музее работает выставка «Степан Петрович Яремич. 1869 – 1939»

Она посвящена жизни и творчеству яркого представителя Серебряного века русской культуры, художника, историка искусства, организатора музейного дела, коллекционера, педагога, мало известного широкой публике.

В Русском музее работает выставка «Степан Петрович Яремич. 1869 – 1939» | «Крюков канал в белую ночь». 1908 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Крюков канал в белую ночь». 1908 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Корреспондент Льва Толстого, ученик Николая Ге, помощник Михаила Врубеля, ближайший друг Александра Бенуа» — так кратко охарактеризовала Яремича куратор выставки Инна Золотухина.

Яремич родился в крестьянской семье, уже в 13 лет стал работать в позолотной мастерской Киево-Печерской лавры, в молодости учился в рисовальной школе Николая Мурашко, где познакомился с Михаилом Врубелем и Николаем Ге. Позже в автобиографии Яремич напишет, что жил на хуторе у Ге целыми месяцами и считает этого художника своим основным учителем.

Благодаря Врубелю он познакомился с Александром Бенуа и быстро стал своим человеком в редакции журнала «Мир искусства». Это было уже в Петербурге, куда Яремич переехал в 1900 году. С того времени и до конца жизни, за исключением нескольких лет, проведенных за границей с образовательными целями, его многообразная деятельность связана с нашим городом. Яремич работает как художник, автор книг, в том числе первой монографии о Врубеле, а также статей и рецензий в ведущих отечественных журналах и газетах, руководит Обществом поощрения художеств.

После революции 1917 года он включился в работу Художественно-исторических комиссий при дворцах Петрограда и пригородов, Коллегии по делам музеев и охране памятников. В том, что в годы бурных социальных перемен был сформирован музейный фонд новой России, есть немалая заслуга Яремича. С 1918 года он заведовал отделением гравюр Эрмитажа и одновременно был членом совета художественного отдела Русского музея. По инициативе Яремича музей приобрел почти 400 произведений русских художников — Ивана Никитина, Федора Рокотова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Ильи Репина и многих других.

В 1928 году Яремича пригласили стать экспертом печально известной конторы «Антиквариат», которая занималась продажей произведений искусства за границу, и это стало его личной и профессиональной трагедией. Как оценивать то, что партийные вожди намеревались отправлять на экспорт? Если давать честные оценки, то можно увеличить вероятность вывоза. Умышленно занижать ценность — похоронить наработанный годами авторитет эксперта по русскому и западному искусству. По свидетельству современников, эта работа с ночными вызовами и внезапными командировками сильно сократила жизнь Яремича.

Небольшая выставка — пять картин, 17 рисунков, несколько книг и документов — отражает жизненный путь художника. Самое раннее произведение относится к 1897 году, когда Яремич посетил Ясную Поляну, провел десять дней в гостях у Льва Толстого и сделал карандашный портрет писателя. В 1930 году художник издал переписку Толстого и Ге с собственными комментариями и включил в книгу репродукцию этого ­портрета.

К 1900 году относится автопорт­рет Яремича. Он изображает себя перед чистым холстом: все только начинается. На двух других карандашных рисунках 1902 и 1904 годов изображен Александр Бенуа за работой. На первом рукой Бенуа помечено: «Рисовал С. П. Яремич с меня». Эти рисунки находились в архиве Бенуа, который после отъезда из Ленинграда попросил Яремича передать все свои материалы в Русский музей.

Центром выставки стали петербургские пейзажи Яремича разных лет, выполненные им в фирменной зеленоватой гамме. Это «Крюков канал в белую ночь» и «Екатерининский канал», оба 1908 года. Куратор сделала два важных пояснения: на первой картине изображен Ново-Адмиралтейский канал, но в то время его иногда называли Крюковым. Что касается второго пейзажа, то он изображает вид из окна квартиры Яремича на углу Мещанской улицы и Демидова переулка (ныне Гражданская улица, 1/9).

Интересными свидетелями прошлого являются рисунки «Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой пустыни» и «Литовский рынок», оба здания полностью утрачены.

Среди любопытных образцов творчества Яремича — книжного дизайнера — эскиз обложки для альбома «Музей императора Александра III», состоящего из 12 отдельных фототипий, и эскиз обложки для набора открыток «Петр I», изданных в 1903 году к 200‑летию Петербурга. Представлены и сами издания.

В 1914 году было выпущено полное собрание сочинений Михаила Лермонтова к столетию со дня рождения поэта. На выставке представлен эскиз иллюстрации и оформления в виде буквицы и заглавия к стихотворению «Осень», а также первый том этого собрания, куда вошло это произведение.

Завершает выставку благодарственное письмо Яремичу от Русского музея за подаренную гравюру «Табель-календарь за 1848 год». Нынешний проект — еще одно большое спасибо соратнику, коллеге, коллекционеру от Русского музея, который в год своего 125‑летия показывает первую за многие десятилетия персональную выставку Степана Яремича.


#выставка #художник #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (7475) от 09.08.2023 под заголовком «Звезда Серебряного века».


Комментарии