В Русском музее открылась выставка «Иван Иванович Шишкин. 1832 – 1898»
В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Иван Иванович Шишкин. 1832 – 1898». 140 произведений – картин, рисунков, офортов из собрания ГРМ показывают знаменитого пейзажиста с неожиданной стороны.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Ключом к проекту можно считать слова Шишкина о его самой знаменитой картине «Утро в сосновом лесу», давно и прочно растиражированной на конфетные обертки и китчевые копии. Между тем сам художник заметил как-то: «Для меня это утро есть и утро человеческой жизни, утро ожиданий, надежд». Оказывается, изображение четырех медведей не про природу. Точнее, не только про природу. Сама картина находится в собрании Третьяковской галереи. На выставке показан небольшой набросок, выполненный графитным карандашом. В нем легко читается композиция будущего полотна.
Русский музей не стал переносить из своей постоянной экспозиции хрестоматийные картины Шишкина «Корабельная роща» и «Зима». Цель проекта – сфокусировать внимание зрителя на том, что он почти наверняка прежде не видел. Предыдущая, к тому же меньшая по размеру персональная выставка Шишкина состоялась в 2009 году. Сейчас из фондов извлечены многие живописные и графические работы: в собрании ГРМ одних рисунков художника около 1400 – от беглых набросков до законченных произведений.
Эпиграфом к выставке служат два автопортрета. На одном – сердитый семнадцатилетний юноша, недовольный собой и миром. На другом Шишкину 22 года – пытливый взгляд выдает желание заниматься искусством. Вскоре молодой человек отправится из родной Елабуги в Петербург покорять Академию художеств. В 1856 году он пишет «Вид в окрестностях Петербурга» – пасторальную сцену с телегой, выезжающей с поля в лес. Шишкин признавался, что картина создавалась трудно, «по мере сил» и «молитвами маменьки».
Но пройдет несколько лет, и сил хватит на «Вид на острове Валааме» – мощный пейзаж северной природы, за который Шишкин получит большую золотую медаль Академии художеств и право на пенсионерскую поездку. Он отправился в Германию и Швейцарию, где выбирал в качестве сюжетов не горы и озера, а лесные пейзажи. К тому же времени относится романтическая, почти символистская литография «Валаам. На краю березовой рощи» – скалы, деревья, берег озера и едва заметный белый парус вдали. Позже Шишкин предпочтет в печатной графике разные виды офорта, который его и прославит.
Но прежде – «уголок импрессионизма» в виде картин «Крестовский остров в тумане», «Последние лучи» и особенно «Дорожки в лесу», где главные персонажи вовсе не они, а освещенный солнцем желтый зонтик в руках девушки.
Отдельный зал посвящен ботанике. Вокруг ювелирно выписанной картины «Травки» с цветущим разнотравьем собраны растительные офорты. Как заметил про Шишкина его современник, историк искусства и художественный критик Андрей Сомов: «Если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то, как гравер-пейзажист – единственный и небывалый в России». И снова – офорты «Муравейник» и «Темный лес» не про природу. Они выглядят как образ человеческого трудолюбия и мрачных предчувствий.
Для финала музей припас две серии. В «Первом снеге» один и тот же сюжет изображен акварелью и в двух офортных техниках. Видно, как художник ищет образ возницы, который не успел сменить телегу на сани и спешит к дому, где его уже ждут. Рисунок – теплее, интимнее, офорты – строже, зато метафоричнее.
«Кучевые облака» в одном случае нарисованы углем и мелом на голубой бумаге. В другом, на светло-коричневой бумаге, – «Кучевые облака, освещенные солнцем». Шишкин наверняка не знал слова «минимализм», но сейчас его облака, нарисованные в начале 1890-х годов, выглядят как предтечи этого направления.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (6952) от 25.06.2021 под заголовком «Больше, чем пейзаж».
Материалы рубрики
Произведения Николая Рериха представили в Краснодаре
В Эрмитаже открылась выставка живописца Виргилиуса Эриксена
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии