В Русском музее открылась выставка «Иван Иванович Шишкин. 1832 – 1898»

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Иван Иванович Шишкин. 1832 – 1898». 140 произведений – картин, рисунков, офортов из собрания ГРМ показывают знаменитого пейзажиста с неожиданной стороны.

В Русском музее открылась выставка «Иван Иванович Шишкин. 1832 – 1898» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ключом к проекту можно считать слова Шишкина о его самой знаменитой картине «Утро в сосновом лесу», давно и прочно растиражированной на конфетные обертки и китчевые копии. Между тем сам художник заметил как-то: «Для меня это утро есть и утро человеческой жизни, утро ожиданий, надежд». Оказывается, изображение четырех медведей не про природу. Точнее, не только про природу. Сама картина находится в собрании Третьяковской галереи. На выставке показан небольшой набросок, выполненный графитным карандашом. В нем легко читается композиция будущего полотна.

Русский музей не стал переносить из своей постоянной экспозиции хрестоматийные картины Шишкина «Корабельная роща» и «Зима». Цель проекта – сфокусировать внимание зрителя на том, что он почти наверняка прежде не видел. Предыдущая, к тому же меньшая по размеру персональная выставка Шишкина состоялась в 2009 году. Сейчас из фондов извлечены многие живописные и графические работы: в собрании ГРМ одних рисунков художника около 1400 – от беглых набросков до законченных произведений.

Эпиграфом к выставке служат два автопортрета. На одном – сердитый семнадцатилетний юноша, недовольный собой и миром. На другом Шишкину 22 года – пытливый взгляд выдает желание заниматься искусством. Вскоре молодой человек отправится из родной Елабуги в Петербург покорять Академию художеств. В 1856 году он пишет «Вид в окрестностях Петербурга» – пасторальную сцену с телегой, выезжающей с поля в лес. Шишкин признавался, что картина создавалась трудно, «по мере сил» и «молитвами маменьки».

Но пройдет несколько лет, и сил хватит на «Вид на острове Валааме» – мощный пейзаж северной природы, за который Шишкин получит большую золотую медаль Академии художеств и право на пенсионерскую поездку. Он отправился в Германию и Швейцарию, где выбирал в качестве сюжетов не горы и озера, а лесные пейзажи. К тому же времени относится романтическая, почти символистская литография «Валаам. На краю березовой рощи» – скалы, деревья, берег озера и едва заметный белый парус вдали. Позже Шишкин предпочтет в печатной графике разные виды офорта, который его и прославит.

Но прежде – «уголок импрессионизма» в виде картин «Крестовский остров в тумане», «Последние лучи» и особенно «Дорожки в лесу», где главные персонажи вовсе не они, а освещенный солнцем желтый зонтик в руках девушки.

Отдельный зал посвящен ботанике. Вокруг ювелирно выписанной картины «Травки» с цветущим разнотравьем собраны растительные офорты. Как заметил про Шишкина его современник, историк искусства и художественный критик Андрей Сомов: «Если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то, как гравер-пейзажист – единственный и небывалый в России». И снова – офорты «Муравейник» и «Темный лес» не про природу. Они выглядят как образ человеческого трудолюбия и мрачных предчувствий.

Для финала музей припас две серии. В «Первом снеге» один и тот же сюжет изображен акварелью и в двух офортных техниках. Видно, как художник ищет образ возницы, который не успел сменить телегу на сани и спешит к дому, где его уже ждут. Рисунок – теплее, интимнее, офорты – строже, зато метафоричнее.

«Кучевые облака» в одном случае нарисованы углем и мелом на голубой бумаге. В другом, на светло-коричневой бумаге, – «Кучевые облака, освещенные солнцем». Шишкин наверняка не знал слова «минимализм», но сейчас его облака, нарисованные в начале 1890-х годов, выглядят как предтечи этого направления.



#выставка #Русский музей #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (6952) от 25.06.2021 под заголовком «Больше, чем пейзаж».


Комментарии