Колоритная экспозиция. В Петербурге открылись выставки культуры 4 этносов
Более шести сотен подлинных памятников традиционной культуры ХVIII — начала ХХ века, поступившие в собрание Российского этнографического музея с момента его становления и до середины прошлого столетия, демонстрируют уникальность этнокультурных традиций бурят, калмыков, башкир и чувашей. Многие экспонаты музей показывает впервые.
ФОТО АВТОРА
Этносов четыре, а выставок три. Это потому, что бурят и калмыков музейщики объединили в «Народы Великой степи», а чувашскую и башкирскую культуры представили по отдельности. Впрочем, для зрителя колоритные экспозиции, разместившиеся на галерее над одним из залов, кажутся единым этнокультурным полотном — колоритным, живым, экзотичным и очень красивым.
Выставка «Народы Великой степи: буряты, калмыки» посвящена двум родственным монголоязычным народам России, тесно связанным общей историей, культурой, традициями. А также религией — буддизм, проникший к ним из Тибета и Монголии, оказал на культуру бурят и калмыков очень мощное влияние. За стеклами витрин среди редких и непривычных глазу горожанина предметов — антропологические манекены: ламы, шаманы, воины, женщины и мужчины. Образы настолько ярки, что музейные стенды напоминают застывшие сцены какого‑то яркого театрального представления — скорее всего, сказочного.
Однако никаких сказок: все экспонируемые предметы — самые настоящие, тщательно изученные этнографами и по науке описанные. И поданы они публике на строго исторической основе, в соответствии с эпохами и локальными особенностями. Вот скотоводческое хозяйство, а вот — снаряжение калмыцкого воина, интерьер бурятской юрты и костюмы. Возле вышивки калмыцких мастериц надолго застревают барышни и дамы, а там, где оружие, кузнечество и ювелирное искусство бурят, — посетители-мужчины.
Рядом с ритуальными костюмами лам, буддийскими музыкальными инструментами и предметами тибетской медицины — костюм и атрибуты шамана, а также уникальная коллекция онгонов — фигурок божеств и духов — родовых, скотоводческих, охотничьих, лечебных, женских… Онгоны бурят (а также снаряжение калмыцкого воина, конское седло и упряжь калмыков и еще многое другое) — это как раз то, что прежде никогда не экспонировалось и не публиковалось.
Как поясняют сотрудники музея, коллекционное собрание РЭМ по калмыкам, поступившее сюда в начале XX века и сохраненное в период репрессий, является важнейшим источником для возрождения традиционной культуры этого этноса, депортированного в 1943 – 1944 гг. в Сибирь и не сохранившего этнографических памятников своей традиционной культуры.
Выставки «Мир башкирской культуры» и «Мир чувашской культуры» показывают достижения народов Волго-Уральского региона — своеобразного пограничья между финно-угорским и тюркским мирами, между оседлостью и кочевничеством.
Демонстрируя внутреннее убранство юрты (люлька с оберегами и орнаментом из конского волоса, деревянные ходунки для малыша, валяные игрушки, вышивки и ковры), куратор выставки Елена Колчина поясняет:
— Башкиры — «пограничники» между миром кочевническим и миром земледельческим. До начала XIX века у них сохранялось полукочевое скотоводство — с ноября по март находились в стационарном жилье, с весны отправлялись кочевать.
Башкирская вышивка — это что‑то особенное. Несмотря на то что она очень тонкая, ее можно хорошо рассмотреть за стеклом витрины — что и делали присутствующие на открытии выставки мастерицы, интересующиеся национальными узорами. А «непрофессиональная» публика удивлялась декоративным деревянным цепям и кожаным сосудам для изготовления кумыса, любовалась разнообразными чувашскими серебряными украшениями (шейно-нагрудными, наспинными, наручными и так далее), нарядными пряжками, резными ковшами, оружием, женскими головными уборами, сплошь обшитыми бисером и монетами, узорчатыми головными полотенцами и поясными подвесками из разных мест и эпох. Как оказалось, самые строгие, с минимумом вышивки, костюмы — у верховых чувашей. В целом они схожи с марийскими. Зато огромный нагрудник богато обшит серебряными монетами. А вот лапти у верховых совсем не похожи на русские — очень мелкие, тонкого, можно сказать, изящного, плетения…
Мрачноватый по настроению стенд-витрина посвящен архаическому верованию чувашей в родовое божество — йереха. За стеклом — деревянное надгробие с могилы замужней женщины с соответствующим орнаментом, гребень, который чуваши клали в гроб усопшей и кочедык (инструмент для плетения лаптей) для усопшего. И сами йерехи — фигурки, изображающие семейных божеств, их жилища и подношения.
Петербургский кузнец-художник чуваш Атилла Болтаев пришел на выставку вместе с друзьями из чувашского землячества и коллегами — прикладными художниками. По его мнению, интерес к этнике в обществе сегодня сильно вырос, стал по‑настоящему массовым, так что эта экспозиция в РЭМ имеет все шансы на успех у публики:
— Здесь представлены удивительные, редкие экспонаты и раскрыты темы, про которые не всякий этнограф знает, — поясняет Атилла. — Например, вот эта тема родового божества йерех — ему здесь уделен целый стенд… И вообще экспозиция очень богатая: я не видел прежде такого разнообразия головных уборов, костюма, утвари, предметов быта, кукол… Приду сюда еще — и не единожды. Все это богатство нужно изучать и изучать…
Выставки «Мир башкирской культуры», «Мир чувашской культуры» и «Народы Великой степи: буряты, калмыки» будут открыты до 31 декабря 2022 г.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (7209) от 13.07.2022 под заголовком «Великая степь, и не только».
Комментарии