В Российском этнографическом музее открылась выставка вышивок и тканей Узбекистана
В Российском этнографическом музее работает выставка «Шелковые нити Узбекистана: традиционные вышивки и ткани». К 120‑летию РЭМ вышивки впервые стали главными персонажами показа.
ФОТО автора
Как рассказала Татьяна Емельяненко, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Средней Азии и Кавказа, она стремилась создать образ цветущего сада, счастливой радостной жизни. Все предметы датируются серединой XIX — началом ХХ века, они изготовлены в нескольких самых известных центрах вышивального и ткацкого ремесла Узбекистана — Бухара, Самарканд, Шахрисабз, города Ферганской долины и другие.
Вышивки поступили в РЭМ как дары, они приобретались в экспедициях и у коллекционеров. Большая часть предметов бытовая: женщины одной семьи вышивали комплекты — покрывала на постели, на подушки, занавески и т. д. Многие предметы создавались для будущих свадеб.
Исключения на выставке составляют несколько вышивок, поступивших в качестве дипломатических даров от бухарских эмиров. Они хранились в царских резиденциях.
Рисунки вышивок содержат стилизованные растительные узоры, солярные знаки, изображения гранатов. Это символы бесконечности жизни, пожелания счастья, благополучия и продолжения рода. Рисунки на разных вышивках никогда не повторяются. На одной вышивке, сделанной для «болинпуша» (покрывала на подушки), можно увидеть изображения птичек. В четырех углах этого предмета находятся треугольники с орнаментальным изображением внутри, их называют «тумар». Это обереги, они встречаются также на детских тюбетейках и ювелирных украшениях.
К дипломатическим дарам относится крупноформатный бухарский «дастархан» из эмирских мастерских. Это могла быть и скатерть, и стол, если ее положить на землю. Она вышита мелкими изящными узорами. Другой дар — декоративная настенная вышивка «сузани» с цветами на красной ткани — принадлежала императрице Марии Федоровне, жене Александра III.
Куратор показывает еще два редких предмета. Это ферганский болинпуш с орнаментом, похожим на китайские. Через Ферганскую долину проходил Великий шелковый путь, у местных мастеров были тесные связи с Китаем. На одном бухарском «сузани» не все размеченные углем цветочки покрыты вышивкой. Это не халатность, а умысел мастериц, они оставляли свободные пространства как символ бесконечности жизни. Сейчас такие вышивки уже не делают.
Выставку дополняют образцы тканей, выполненных в технике «икат». Нити окрашивали перед тем, как из них ткали материю. Мастер заранее наносил контур будущего рисунка на выложенные в ряды нити. Эти части окрашивались, после чего нити заряжались в ткацкий станок.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7246) от 02.09.2022 под заголовком «Красной шелковой нитью».
Комментарии