В Российском этнографическом музее открылась выставка «Между обычным и волшебным: мир предметов в произведениях А. С. Пушкина»
Выставка (0+) приурочена к 225‑летию со дня рождения поэта.
ФОТО АВТОРА
«Что за прелесть эти сказки!» — сказал когда‑то Пушкин о произведениях народного творчества, которые он услышал из уст няни Арины Родионовны. Теперь мы можем повторить слова поэта по отношению к его сказкам. Тексты пяти самых известных стали основой выставки, созданной на базе 300 предметов из фондов двух отделов — этнографии русского народа и этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана.
Принцип отбора предметов прост и выразителен: приводится цитата из Пушкина, чаще всего хорошо известная. Но что за ней скрывается, не всегда очевидно для современного зрителя. Например, читаем в «Сказке о Золотом петушке»: «Шамаханская царица, // Вся сияя, как заря, // Тихо встретила царя». Шемаха — город в современном Азербайджане, издревле был известен русским купцам как центр торговли шелком и коврами. Костюм богатой молодой женщины (читай — царицы) состоял из рубахи, штанов, пышной юбки и курточки, облегающей фигуру. Для изготовления наряда использовались в том числе тончайший шелк и узорная шерсть, привозившиеся из других стран. Читаем дальше: «И в шатер свой увела». Такой шатер представлен на выставке, изнутри он украшался шелками и разноцветными набивными ситцами. Внутри укладывали ковры.
На этом восточная экзотика заканчивается и начинаются русские поучительные истории. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» читаем: «Нужен мне работник: // Повар, конюх и плотник». На «запрос» Пушкина этнографы отвечают показом праздничной конской упряжи; струбцин, рубанков, коловоротов и другого плотницкого инструмента. «Есть же мне давай // вареную полбу», — требует работник. Полбой на Руси называли кашу из мягкой пшеницы, известной со времен Древнего Египта. В начале ХХ века она была вытеснена твердой пшеницей как более урожайной. Кстати, в псковских деревнях в праздники на стол выставляли каши. Чем значимее праздник, тем больше разнообразие ее видов.
Центром выставки стал мир «Сказки о царе Салтане», которая разложена едва ли не по строфам. Тут и инструменты для пряжи, и колыбель князя Гвидона, и праздничные костюмы Гвидона и Царевны Лебедь, и венчальные венцы, а также разнообразная металлическая, деревянная и глиняная посуда, которую использовали во время долгого русского свадебного пира.
Почти так же подробно проиллюстрирована «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Помните строчки: «Позвала к себе Чернавку // И наказывает ей, // Сенной девушке своей…»? Так вот, «чернавками» назывались девушки, которые находились в услужении богатых дам. Они выполняли черную работу — убирали комнаты, чистили одежду и обувь. Они жили в теплых сенях, круглосуточно готовые выполнить любые распоряжения своих барынь. Как могли выглядеть костюмы мачехи, Чернавки и волшебное зеркало в оправе из моржовой кости с тонкой резьбой, исполненной в Холмогорах, можно увидеть на выставке.
Конечно, «Сказка о рыбаке и рыбке» не обошлась без рыболовных сетей и разбитого корыта, но главное место здесь занимают «мечты старухи» — парчовая душегрейка, отороченная мехом, сафьяновые сапожки и другие предметы роскоши.
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Татьяна Зимина, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа, она решила завершить проект показом предметного ряда, повествующего о всенародной любви к Пушкину. Шкатулки Палеха, Мстеры и Федоскина, резьба из села Богородское, дымковская игрушка… На каждом предмете изображены пушкинские персонажи. Впервые публика увидит три артефакта. «Наивистские» коврики «Царь Додон у Шамаханской царицы» и «Царевич Гвидон и Царевна Лебедь» выткала вологодская мастерица Аверкиева, которая работала в артели «За культурный быт», входившей в систему «Волкружевсоюза». Коврики датированы 1937 годом, когда в СССР отмечали 100‑летие памяти поэта. К 1930‑м годам относится деревянная скульптура в полный рост «Пушкин», вырезанная девятиклассниками Темираевым и Черневым из осетинского села Дигора.
Выставка будет работать до 16 марта 2025 года.
Читайте также:
В Петербурге пройдёт всероссийский фестиваль «Моя Россия: музыкальное путешествие»
В архитектурной фотогалерее «Точка» открылась выставка «Архикадр-II: Казань постиндустриальная»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7787) от 07.11.2024 под заголовком «Пушкин в полный рост».
Комментарии