В российский прокат выходит фильм «Анатомия падения»

Он удостоен в нынешнем году «Гран-при» Каннского фестиваля. Женщины-режиссеры не так уж часто получают главные награды в Каннах. Жюстин Трие — всего лишь третья после Джейн Кэмпион («Пианино») и Жюлии Дюкурно («Титан»). Уже по этой причине фильм заслуживает внимания. Премьера состоится 19 октября.

В российский прокат выходит фильм «Анатомия падения» | Кадр из фильма «Анатомия падения»

Кадр из фильма «Анатомия падения»

Главная героиня фильма Жюстин Трие Сандра (немецкая актриса Сандра Хюллер) — писательница. Она живет в огромном шале, затерянном в снегах во Французских Альпах. С сыном, собакой и мужем. Муж тоже писатель, но гораздо менее успешный, чем жена. Если Сандра корпит над текстами не зря — книги выходят, она популярна, ее труд хорошо оплачивается, то муж много лет мучает один роман и никак не может его завершить. Семью содержит она, а он что‑то вроде домохозяина. Довольно унизительное положение. И Самюэль страдает, как чеховский дядя Ваня.

Трагедия с ним происходит прямо в начале фильма. Сын, который возвращается с собакой с прогулки, видит страшную картину: на земле лежит отец, весь в крови. Мальчик бросается к отцу: вдруг он жив? А собака, которая, конечно же, сразу чует смерть, просто ложится рядом с телом хозяина на снег. И ее морда (очень хочется написать — лицо), ее глаза выражают такое горе горькое, что сердце сжимается. Кстати, Месси — пес актрисы Сандры Хюллер, сыгравший Снупа, получил специальный приз фестиваля за свою игру, и это вовсе не кажется курьезом.

Что же случилось? Самюэль случайно упал с чердака, который ремонтировал? Намеренно покончил с собой? Или его столкнула жена? Все остальные два часа фильма мы так и будем теряться в догадках, наблюдая за скрупулезными расследованиями, судебными заседаниями и следственными экспериментами. Обычно фильмы, где много сцен «из зала суда», довольно скучны, эти сцены хочется пропустить (как, например, в «Оппенгеймере»). Здесь не так. Жюстин Трие держит внимание публики. Во многом благодаря игре актеров. Прежде всего, конечно, Сандры Хюллер, которая играет на полутонах — так, что нам до конца так и не удается понять, насколько она виновна в смерти мужа, горюет ли или это только маска, за которой — облегчение.

Настоящее открытие — 11‑летний Майло Мачадо Гранер, сыгравший ее сына Даниэля. Из-за несчастного случая он совсем маленьким почти потерял зрение. Но в течение всего фильма, когда мы смотрим в его широко открытые ярко-голубые глаза, в которых страстное желание понять причину трагедии, кажется, что он видит куда больше, чем зрячие взрослые. Этот хрупкий подрос­ток демонстрирует мужество и силу духа, пытаясь выстроить картину произошедшего, какой бы страшной для него она ни оказалась. Наблюдать за этими тонкими психологическими переливами чувств матери и ребенка очень интересно.

Кроме того, мы, зрители, словно тоже играем роль присяжных, которые детально рассматривают столь трагически закончившийся брак. Постепенно открываются все новые и новые обстоятельства, которые каждый раз ломают вроде бы уже сформировавшуюся в голове картину случившегося. И приходится выстраивать новый сюжет, пытаясь понять, что же произошло на самом деле.

Жанр картины нельзя определить однозначно. Психологическая драма на вечный сюжет, который Лев Толстой в «Анне Карениной» выразил словами «каждая несчастливая семья несчастлива по‑своему»? Детектив? Судебная драма? Все вместе. Но это еще и картина о магии твор­чества, которое не только черпает сюжеты из жизни, но иногда само способно влиять на реальность. И вымысел вдруг может получить неожиданное даже для автора воплощение в материальном мире. В отрывках из романа Сандры Войтер, которые зачитывает прокурор в суде, пытаясь найти в нем улики, есть сцены ссор и мысли об убийстве.

Аспект о взаимном влиянии и отражении реальности и литературы придает картине дополнительное измерение. И отличает от многих других фильмов с детективными сюжетами и открытыми финалами, с которыми сравнивают ее рецензенты. Будь это хит 1990‑х годов «Основной инстинкт» Пола Верховена с Шэрон Стоун в роли писательницы или не так давно вышедший мини-сериал «Лестница» с Колином Фертом (он тоже играет писателя, подозреваемого в убийстве) и Тони Колетт.

Финал картины остается открытым. Каждый из зрителей — тоже присяжный. И каждый может вынести свой вердикт.


#фильм #премьера #прокат

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7525) от 18.10.2023 под заголовком «Угол падения равен углу отражения».


Комментарии