В РОСФОТО работает выставка «О. Н. И. Фотоэксперименты Новой академии изящных искусств Тимура Новикова»
На выставке (18+) представлено около 170 фотографий, в основном 1990‑х — начала 2000‑х годов, отпечатанных с использованием старинных техник — гуммиарабик, бромойль и других. Большая часть работ находится в частных коллекциях и малоизвестна широкой публике.
Станислав Макаров. «Ангел с крестом»./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
О. Н. И. — отдел научных исследований Новой академии, куда кроме Новикова входили Денис Егельский, Станислав Макаров, Андрей Медведев и Егор Остров. Сейчас уже не столь важно, был ли весь новиковский неоакадемизм и его институции с лозунгами и пафосными декларациями о возвращении к красоте искренним убеждением художников или постмодернистской игрой с целью овладеть вниманием публики, уставшей от «ужастиков» современного искусства.
Остались трогательные красивые отпечатки. Они были сделаны вручную по старинным рецептам с использованием аутентичных материалов. Тридцать лет назад, когда еще господствовала пленка и привычный процесс печати в стандартных мастерских, эти работы выглядели как антиквариат. Что было заметно по реакции публики на выставке «Новые позитивные процессы», которая состоялась ровно 25 лет назад в Русском музее. Кстати, с тех пор не было больших выставок фотографий неоакадемистов.
С приходом «цифры» их фотографии стали напоминать археологию. Хотя живы трое участников О. Н. И., а Егельский и Макаров продолжают активно заниматься изучением старинных техник печати. Станислав Макаров так ответил на мой вопрос о смыслах экспериментов художников: «Это попытка преодолеть фотографию, приблизить ее к живописи. Если хотите, создать произведение на грани фотографии и живописи».
Именно таковы изображения ангелов на петербургских фотопейзажах Макарова, скульптур «Флора» и «Геркулес» у стен Михайловского замка на фото Медведева, вида Александровской колонны и Никольского собора на снимках Егельского, в натюрмортах из серии Vanitas Острова… Медведев попытался превратить репортажную фотографию «Монтаж металлической конструкции у Ростральной колонны» в пейзаж в духе художников «Мира искусства». Показ дополняют тестовые отпечатки на разных видах тканей.
В эпоху избытка визуального произведения неоакадемистов предлагают сбавить суетливый темп жизни и подумать о насущном.
Выставка работает по 4 ноября.
Читайте также:
В библиотеке ШКАФ открылась выставка «Конструктивизм. Московская декларация»
В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась выставка «Размышления»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7746) от 11.09.2024 под заголовком «Мгновение, остановленное бромойлем».
Комментарии