В РОСФОТО представили снимки с этнографической выставки 1867 года
В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Образы империи. Фотография на Всероссийской этнографической выставке 1867 года». Впервые Российский этнографический музей (РЭМ) показывает 160 оригинальных снимков, которые стали откровением для современников. А сейчас очевидна не только их научная значимость, но и высокое художественное качество.
Крестьянская девица. 19 лет.Архангельская губерния. 1866 г./РЕПРОДУКЦИИ. ФОТО АВТОРА
Как рассказала Карина Соловьева, куратор выставки, заведующая отделом фотографий и хранитель фототеки РЭМ, «этнографическая выставка 1867 года Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» стала первым большим выставочным проектом в истории России. В московском «Манеже» было представлено более 3 тысяч экспонатов. За два месяца работы выставку посетили 83 тысячи человек: жители Первопрестольной и ее гости узнавали свою страну.
Изначально организаторы отводили фотографии роль вспомогательного материала для создания манекенов. Но к делу подошли серьезно: при комитете выставки была создана фотографическая комиссия. Ее возглавил Никандр Аласин, в 1860‑е годы — владелец самого крупного и известного московского ателье «Русская фотография». В итоге поступило более 1,5 тысячи снимков из 40 губерний, представлявших 44 народа, а также славян, живших за пределами России. Среди авторов фотографий были известные мастера «светописи» своего времени — Баптист Барро, Иван Бранденбург, Степан Вишневский, Михаил Кусцинский, Петр Симоненко и другие. Многие работы принадлежат неизвестным авторам.
И тогда было принято невероятное по сегодняшним представлениям решение: показать все снимки. Таким образом, фотография заняла половину всей экспозиции, серьезно потеснив этнографические и антропологические материалы.
После окончания работы выставки ее материалы вошли в собрание Румянцевского музея. В 1948 году часть из них, в том числе более 900 фотографий, поступила в коллекцию РЭМ.
Своеобразным эпиграфом к выставке стала единственная петербургская фотография «Охтенка». Вспомним у Пушкина: «С кувшином охтенка спешит». На снимке 1866 года неизвестного мастера женщина несет коромысло. На каждом «плече» — по три металлических бидона.
Крестьянин Тульской губернии позирует в армяке, щегольски подпоясанном широким кушаком. У него на голове «гречишник» — высокий цилиндр из шерсти, популярный головной убор того времени. Нижегородскую губернию представляют суровый купец первой гильдии Федор Касмаров и его жена Елизавета Григорьева, очень скромно одетая для своего социального статуса. Видимо, купец ей достался прижимистый. Совершенно иначе выглядит купчиха из Ярославской губернии. У нее на голове высоченный кокошник, «взмывший» в небо подобно тамошней шатровой архитектуре. Плотник из Омска позирует в фотоателье, но топор — свое основное орудие труда — из рук не выпускает.
Фотографы явно любовались своими персонажами, будь то «Жительница Новоторжского уезда Тверской губернии» в дворянском платье или «Крестьянская девица, 19 лет» в праздничном наряде из Архангельской губернии. Фотографируя мордовскую девочку, Барро тщательно фиксирует: «Авдотья Яковлевна Конашева. 10 лет». Снимок «Семья башкир у кибитки» напоминает о том, что так называли в XIX веке не только крытую повозку, но и переносное жилище.«Охотник на медведей Махмад Херкель-оглы» — названо фото, сделанное в Тифлисской губернии. На зверя охотник ходил с ружьем.
Небольшая, но интересная серия снимков посвящена белорусам. Здесь и жених с невестой в свадебных костюмах, и оркестрик, играющий в корчме для состоятельных клиентов, и фотография крестьянской усадьбы. На почетном месте — снимок Кусцинского «Отставной солдат, крестьянин. 75 лет. Витебская губерния». Фото датируется 1866 годом, и простая арифметика показывает, что этот солдат вполне мог быть участником Отечественной войны 1812 года. В Белоруссии сделаны редкие фото цыган и их табора.
Выставку завершает фото 1867 года известной исторической личности — Осипа Гончарова, потомка русских казаков-старообрядцев, атамана, родившегося и долго жившего в Османской империи. Старик держит в руках табличку с текстом: «Жизнь моя горькая и несчастная». На склоне лет ему разрешили перебраться в Россию, где он принял монашество.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7251) от 09.09.2022 под заголовком «От этнографии к арт-фотографии».
Комментарии