В РОСФОТО представили снимки из семейного архива Максимовых

В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Отец и сын. Евгений и Георгий Максимовы. Фотографии из семейного архива» — первый проект из новой серии «Семейный альбом». Впервые широкой публике представят 140 снимков, которые дают возможность увидеть и почувствовать, как судьбы людей становятся частью большой истории.

В РОСФОТО представили снимки из семейного архива Максимовых | Георгий Максимов. Рабочий момент съемок фильма «Подруги». 1936 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Георгий Максимов. Рабочий момент съемок фильма «Подруги». 1936 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Несколько лет назад наследники отца и сына Максимовых передали в РОСФОТО их личный архив, чудом уцелевший в семейном сундуке в годы блокады Ленинграда. Архив оказался интересен тем, что рассказывал о двух ближайших родственниках. Они не только никогда не видели друг друга, но и прожили в совершенно разных эпохах оте­чественной истории. И оставили об этом замечательные фотографии.

Евгений Максимов (1849 – 1904) — потомственный военный, фотограф, журналист — был незаурядной личностью: боевой офицер, участник освободительных войн в Сербии, представитель Российского Красного Креста в Средней Азии и Эфиопии, доброволец на стороне буров в англо-бурской войне 1899 – 1902 годов в Южной Африке. Когда началась Русско-японская война, Максимову было 55 лет. Он попытался уйти добровольцем на фронт, но ему отказали. Тогда он воспользовался знакомством с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, которая была руководителем Красного Креста и шефом Кирасирского полка, где Максимов служил в молодости. Ему разрешили отправиться на войну в качестве командира пехотного батальона. Уезжая, он завещал жене Марии: «Если вернусь — вернусь с Георгием, а не вернусь и если родится сын — назови его Георгием». Вскоре Максимов погиб в битве под Мукденом.

Георгий Максимов (1905 – 1942) начал художественную карьеру в голодные послереволюционные годы, когда вместе со старшим братом Александром наладил в домашней мастерской «производство» кукол и миниатюрных фигурок — «пупсов». В дальнейшем эти навыки помогли Георгию в кино при проведении комбинированных съемок. В 1920‑е годы он увлекся фотографией, вдохновляющий архив отца был под рукой.

Бабочкин.jpg
Георгий Максимов. Актер Борис Бабочкин в фильме «Подруги». 1936 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


В 1930 году Максимов окончил Ленинградский фотокинотехникум. Его сразу взяли фотографом на ленинградскую студию «Совкино», как тогда назывался «Ленфильм». Дебют Максимова — фотографии, сделанные во время съемок фильма-балета «Спящая красавица» Георгия и Сергея Васильевых с балериной Татьяной Вечесловой в главной партии. Фильм снимался в натурных декорациях Петергофа. Потом была работа вторым оператором в нескольких военно-учебных фильмах с игровыми эпизодами, созданных режиссером Юрием Таричем.

Звездный час тридцатилетнего Георгия наступил в 1935 году, когда известный кинорежиссер Сергей Юткевич пригласил Максимова в свою Первую художественную мастерскую. Там в качестве второго оператора Максимов участвовал в съемках фильмов «Подруги» режиссера Лео Арнштама, «Шахтеры» и «Человек с ружьем» Юткевича. Он делал фотопробы актеров, фиксировал рабочие моменты съемок, фотографировал артистов для рек­ламы фильмов в прокате. Многие портреты популярных актеров позже многократно воспроизводились. В начале Великой Отечественной войны Максимов стал фоторазведчиком в артиллерии. Он погиб в 1942 году под Сталинградом.

Выставка построена как диалог работ отца и сына. О том, что соз­дал Максимов-старший, в марте 1902 года сообщали петербургские газеты: «Многотысячная толпа собралась в Народом доме императора Николая II на демонстрацию картин англо-бурской войны, количеством более 100 штук. Большинство картин — раскрашенные диапозитивы с фотографических снимков, сделанных в разные моменты войны полковником Максимовым». Несколько диапозитивов демонстрируются на выставке рядом с фотопортретами автора, сделанными в разные годы.

Рассказ о Максимове-младшем начинается с нескольких снимков, которые свидетельствуют о его смелом, даже авантюрном характере. В 1925 году он на спор прошел по перилам ограждения «фонарика», который находится над куполом Исаакиевского собора. Это почти стометровая высота. Неизвестный автор заснял этот трюк. В те же годы Максимов увлекся ночной съемкой Ленинграда, создав выразительные композиции с гранитными набережными Невы, которые отражаются в свете фонарей. К подобным пейзажам ленинградские фотографы вернутся лет через тридцать — сорок.

Мажорный финал — портреты Янины Жеймо, Зои Федоровой, Ирины Зарубиной, Бориса Чиркова, Бориса Бабочкина, Сергея Юткевича. Такими молодыми и красивыми они остались в памяти любителей советского кино.


#РОСФОТО #выставка #фотографии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7358) от 16.02.2023 под заголовком «Храните бережно семейные архивы».


Комментарии