В РОСФОТО открылась выставка «Пунктум»
В Музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Пунктум», посвященная работам одноименной группы петербургских фотохудожников, которая существовала в девяностые годы прошлого века. Они называли себя людьми, которые «исследуют результаты соприкосновения света с объектами: деревьями, домами, человеками, каналами, лужами, собачками, раковинами, бутылочками и т. д.».
Алексей Зеленский. «Дама с собачкой». 1997. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора
Группа появилась в 1994 году, в ее первый состав входили Борис Смелов, Мария Снигиревская, Александр Соколов и Алексей Зеленский. Название было взято из книги о фотографии философа Ролана Барта Camera Lucida, где автор говорит о свойстве фотографии как «пунктума»: буквально — укола, который вызывает эмоции у зрителя, рассматривающего снимок. В те годы фотохудожники уже забыли о советских цензурных ограничениях. Борис Смелов получил международную известность, призы и выставки. Но вскоре мастера столкнулись с диктатом арт-рынка, который требовал или жесткой документалистики, или китча, или концептуальных изысков. Фотохудожники, искавшие гармонии и красоты, работая в классических жанрах портрета, пейзажа и натюрморта, оказывались на обочине.
Первые выставки «Пунктума» имели успех. Состав группы менялся, но принцип работы оставался прежним: с помощью фотокамеры, пленки, собственноручной проявки и печати получить качественное изображение. В 1998‑м Смелов покинул этот мир, потом Снигиревская занялась живописью. Зеленский продолжает фотографировать. Известно, что у Смелова не было учеников в принятом понимании этого слова. На вернисаже Зеленский вспоминал, как проходил процесс «обсуждения» его снимков. Он приносил Смелову «контрольки». Тот быстро, но внимательно их отсматривал и говорил примерно так: «Все это — в корзину, а вот — хороший снимок».
Выставка представляет 111 фотографий трех основателей «Пунктума» — Смелова, Снигиревской и Зеленского, сделанные между 1975 и 2007 годами. Все они находятся в собрании РОСФОТО, который в год своего 20‑летия публикует эту часть собственной коллекции.
Как пояснил для нашей газеты Игорь Лебедев, куратор проекта, для него было важно показать именно группу. Выставок Смелова проводится очень много, его фотографии дважды показывали в Эрмитаже. Хорошо известны любителям фотоискусства снимки скульптур Летнего сада, первого снега на петербургских набережных, изысканные натюрморты с прозрачными стеклянными сосудами, автопортреты — внимательный взгляд через очки в круглой оправе. Некоторые из этих снимков представлены и на нынешней выставке. Рядом с ними работы младших соратников Смелова. «Все снимки по‑прежнему интересны, провоцируют размышления о том, что такое художественная фотография. Которая, поймав мгновение, остается на все времена. Мы расположили снимки вне хронологии, «перемешав» авторов и сюжеты», — поясняет куратор.
На мой взгляд, кураторская концепция не бесспорна. Она рассчитана на зрителя, который понимает, что Смелов — лидер, и не будет заниматься сравнениями. Молодым посетителям я рекомендовал бы не обращать внимания на этикетки с указанием имен авторов. Тогда заиграют городские пейзажи Зеленского и пойманные им уличные сценки. «Стадион Ленина» — строй колонн, между которыми видна Екатерининская церковь на Кадетской линии. «Улица Ленина» — «дом-утюг» с балконами, бросающими тень на брандмауэр дома на противоположной стороне улицы. На «Сытном рынке» кошка устроилась на войлочных стельках, тем самым подтверждая качество товара. На фото «Дама с собачкой» оба персонажа полны достоинства, невзирая на социальный статус и происхождение…
Снимки Снигиревской также «пунктумальны». На «Витрине» собачка в комбинезоне, сшитом точно по фигуре, «изучает» белое свадебное платье свободного кроя. «Водосточные трубы» — диалог двух изогнувшихся персонажей, которые вынуждены считаться с окнами и дверями, придуманными человеком. «Детский портрет» — девочка в солнечный летний день на крыльце дачного дома. Но что‑то ее тревожит. На «Прогулку» вышел мальчик с кошкой на поводке, которую очень заинтересовало стальное колесо от подъемного крана.
На вопрос, как он работает сейчас, Зеленский ответил: «Иду по городу, смотрю. Что‑то меня дергает, достаю фотоаппарат».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7292) от 08.11.2022 под заголовком «Фотография как эмоция».
Комментарии