2Vtzqv4Hz9U

В РОСФОТО открылась выставка «Пунктум»

В Музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Пунктум», посвященная работам одноименной группы петербургских фотохудожников, которая существовала в девяностые годы прошлого века. Они называли себя людьми, которые «исследуют результаты соприкосновения света с объектами: деревьями, домами, человеками, каналами, лужами, собачками, раковинами, бутылочками и т. д.».

В РОСФОТО открылась выставка «Пунктум» | Алексей Зеленский. «Дама с собачкой». 1997. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

Алексей Зеленский. «Дама с собачкой». 1997. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

Группа появилась в 1994 году, в ее первый состав входили Борис Смелов, Мария Снигиревская, Александр Соколов и Алексей Зеленский. Название было взято из книги о фотографии философа Ролана Барта Camera Lucida, где автор говорит о свойстве фотографии как «пунктума»: буквально — укола, который вызывает эмоции у зрителя, рассматривающего снимок. В те годы фотохудожники уже забыли о советских цензурных ограничениях. Борис Смелов получил международную известность, призы и выставки. Но вскоре мастера столкнулись с диктатом арт-рынка, который требовал или жесткой документалистики, или китча, или концептуальных изысков. Фотохудожники, искавшие гармонии и красоты, работая в классических жанрах портрета, пейзажа и натюрморта, оказывались на обочине.

Первые выставки «Пунктума» имели успех. Состав группы менялся, но принцип работы оставался прежним: с помощью фотокамеры, пленки, собственноручной проявки и печати получить качественное изображение. В 1998‑м Смелов покинул этот мир, потом Снигиревская занялась живописью. Зеленский продолжает фотографировать. Известно, что у Смелова не было учеников в принятом понимании этого слова. На вернисаже Зеленский вспоминал, как проходил процесс «обсуждения» его снимков. Он приносил Смелову «контрольки». Тот быстро, но внимательно их отсматривал и говорил примерно так: «Все это — в корзину, а вот — хороший снимок».

Выставка представляет 111 фотографий трех основателей «Пунктума» — Смелова, Снигиревской и Зеленского, сделанные между 1975 и 2007 годами. Все они находятся в собрании РОСФОТО, который в год своего 20‑летия ­публикует эту часть собственной коллекции.

Как пояснил для нашей газеты Игорь Лебедев, куратор проекта, для него было важно показать именно группу. Выставок Смелова проводится очень много, его фотографии дважды показывали в Эрмитаже. Хорошо известны любителям фотоискусства снимки скульптур Летнего сада, первого снега на петербургских набережных, изысканные натюрморты с прозрачными стеклянными сосудами, автопортреты — внимательный взгляд через очки в круг­лой оправе. Некоторые из этих снимков представлены и на нынешней выставке. Рядом с ними работы младших соратников Смелова. «Все снимки по‑прежнему интересны, провоцируют размышления о том, что такое художественная фотография. Которая, поймав мгновение, остается на все времена. Мы расположили снимки вне хронологии, «перемешав» авторов и сюжеты», — поясняет куратор.

На мой взгляд, кураторская концепция не бесспорна. Она рассчитана на зрителя, который понимает, что Смелов — лидер, и не будет заниматься сравнениями. Молодым посетителям я рекомендовал бы не обращать внимания на этикетки с указанием имен авторов. Тогда заиграют городские пейзажи Зеленского и пойманные им уличные сценки. «Стадион Ленина» — строй колонн, между которыми видна Екатерининская церковь на Кадетской линии. «Улица Ленина» — «дом-утюг» с балконами, бросающими тень на брандмауэр дома на противоположной стороне улицы. На «Сытном рынке» кошка устроилась на войлочных стельках, тем самым подтверждая качество товара. На фото «Дама с собачкой» оба персонажа полны достоинства, невзирая на социальный статус и происхождение…

Снимки Снигиревской также «пунктумальны». На «Витрине» собачка в комбинезоне, сшитом точно по фигуре, «изучает» белое свадебное платье свободного кроя. «Водосточные трубы» — диалог двух изогнувшихся персонажей, которые вынуждены считаться с окнами и дверями, придуманными человеком. «Детский портрет» — девочка в солнечный летний день на крыльце дачного дома. Но что‑то ее тревожит. На «Прогулку» вышел мальчик с кошкой на поводке, которую очень заинтересовало стальное колесо от подъемного крана.

На вопрос, как он работает сейчас, Зеленский ответил: «Иду по городу, смотрю. Что‑то меня дергает, достаю фотоаппарат».


#РОСФОТО #фотовыставка #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7292) от 08.11.2022 под заголовком «Фотография как эмоция».


Комментарии