2Vtzqv4Hz9U

В РОСФОТО открылась выставка «О фотографии. Случайность/сингулярность/приключение»

Более 120 снимков из собрания центра — профессиональных, а чаще любительских, сделанных в основном неизвестными авторами в самое разное время, объединяет тема «странности», «сбоя», которая может смещать внимание зрителя с сюжета на то, как мы воспринимаем фотографию.

В РОСФОТО открылась выставка «О фотографии. Случайность/сингулярность/приключение» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Когда‑то один кутюрье, рассказывая о секретах своей профессии, заметил: «Никогда ничего не выбрасывайте». Этот девиз в полной мере относится к семейным фотоальбомам, которые практически исчезли в цифровую эпоху. Но старые снимки, любовно вклеенные в картонные «фолианты», могут многое рассказать, даже если имена персонажей, попавших в кадр, неизвестны.

Как сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Екатерина Юшкевич, куратор выставки, экспозиция начинается и завершается именами хорошо известными. В качестве пролога использован «Альбом семьи Добужинских», в котором находятся детские фото Мстислава, будущего знаменитого художника, его родителей, младшего брата Игоря, будущего офицера-артиллериста. Они сделаны в 1880 – 1900‑е годы. На одном из снимков — известная картина Добужинского «Человек в очках» (1906), которая ныне хранится в Третьяковской галерее. Судя по антуражу, она находится в выставочном зале во время развески. Здесь, конечно, главное внимание зрителя обращено на «содержание» фотографий.

Но на одном из снимков Игоря видны заметные следы ретуши. Это так называемый эффект спрятанной матери, которая, находясь за драпировкой, поддерживала ребенка во время длительной тогда экспозиции. Чтобы драпировка не была заметна, ее подретушировали. Кстати, эмульсия на старых фотографиях тускнеет быстрее, чем тушь, которая использовалась фотографами при ретушировании отпечатков. Поэтому зрачки глаз могут теперь выглядеть неестественно ярко. Несколько таких фото представлены на выставке и воспринимаются как «ошибки».

На некоторых фотографиях начала ХХ века виден тонкий «кабель», идущий по земле в сторону фотокамеры. Это часть механизма спускового тросика. Если автор-любитель хотел сам попасть в кадр, он пользовался таким устройством. Самый яркий пример — фото дворянской семьи около усадебного дома, где процессом съемки «рулит» бравый офицер с окладистой бородой.

К 1910‑м годам относится «Альбом Елизаветинского института». Очень любопытный документ, фотографии явно любительские, девушки показаны в классах и в комнате общежития. И здесь важными оказываются детали, например, устройство подвижных парт, а не никому не известные лица. Куратор выставки предлагает публике мысленный эксперимент. В экспозиции представлены две копии одной из фотографий. На одной — ее естественное состояние, на другой — после обработки копии «фотошопом», когда стены «побелены» и полы «намыты». Какая копия имеет большую ценность?

Отдельная история — фотография Александра Пушкина, сделанная в 1880‑е годы в ателье «Везенберг и Кº». Авторов не смущало, что поэт немного, но все же не дожил до появления фотографии. Они взяли гравюру Николая Уткина с живописного оригинала Ореста Кип­ренского… и готов ходовой товар, от фото того времени не отличишь.

Иван Владимиров, известный русский и советский художник-баталист, попал на выставку благодаря альбому фотографий, которые он сделал в начале ХХ века на своей комаровской даче — томная девушка, дама в коляске и странный господин, сидящий в кабинете с книгами, а на пустой стене висит пистолет с запиской: «Заряжен». Возможно, фото отражает тайное желание художника-баталиста стать военным.

Любителей советских раритетов наверняка заинтересует снимок 1930-х годов, сделанный Георгием Луговым на заводе «Красный путиловец». Рабочие столпились у плаката с призывом достать из могилы «похороненное» решение комитета по политучебе и выполнить его. «Могила» прилагалась. На внешне обыденном фото Евгения Кринова запечатлена бабушка в платочке, стоящая у небольшой ямы посреди картофельного поля. Фокус раскрывает название альбома, из которого взят снимок, — «Места падения метеоритов». Кринов занимался исследованием этого природного явления.

Проект завершает «странный» снимок Николя Гнисюка, многие годы работавшего для обложек журнала «Советский экран». Он называется «Грачи прилетели» и изображает мужчин в черных пальто, которые зимой расселись на ветках деревьев. Зачем они это сделали, мы вряд ли узнаем.

Выставка работает по 2 февраля 2025 года.

Возрастное ограничение 12+

Читайте также:

В общественном пространстве «Севкабель Порт» открылась выставка «Лёд. Жизнь»

В архитектурной фотогалерее «Точка» открылась выставка «Архикадр-II: Казань постиндустриальная»


#РОСФОТО #выставка #фотография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7800) от 27.11.2024 под заголовком «Сохрани случайные черты».


Комментарии