2Vtzqv4Hz9U

В РОСФОТО открылась выставка британского фотографа Марка Пауэра

В Музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка британского фотографа Марка Пауэра «Картинки из дома». Никаких открыточных видов, ни одного персонажа, хотя бы отдаленно напоминающего туриста. Автора интересует обычная жизнь простых людей.

В РОСФОТО открылась выставка британского фотографа Марка Пауэра | Репродукция. ФОТО автора

Репродукция. ФОТО автора

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» куратор выставки Александра Максимова, РОСФОТО предложил Пауэру показать ретроспективу его почти сорокалетней работы, но с одним важным условием. Все снимки должны быть сделаны на родине фотографа. Эта идея оказалась неожиданной для Пауэра, который провел десятки выставок в разных странах и опубликовал 11 альбомов своих фотографий. Он сам придумал название для проекта и отобрал по нескольку снимков из 12 серий, сделанных им в разные годы. Всего — более сотни фотографий.

Биография Пауэра обычна для тех, кто добивается всего собственным трудом. Хотя элемент удачи тоже присутствует. Пауэр родился в 1959 году, в детстве нашел на чердаке родительского дома самодельный увеличитель отца, моряка и фотографа-любителя, сделанный из перевернутого цветочного горшка, домашней лампочки и самого простого объектива. Возник интерес к съемкам, но Марк поступил в художественный колледж. Он сейчас вспоминает, что из всех школьных предметов ему давались только два — английский и рисование.

После окончания учебы ­Пауэр два года путешествовал по Юго-Восточной Азии и ­Австралии. Пробовал себя в качестве учителя английского языка, телевизионного актера, служил рабочим на рыбной ферме в Гонконге, делал настенные ­росписи в кинотеатрах Бангкока, рисовал копии картин известных художников и руководил отделом фототехники в магазине в Сиднее. В 1983 году вернулся в Англию с твердым намерением стать фотографом.

Росфото1.jpg
Репродукция. ФОТО автора

Начинал с участия в благотворительных проектах для организации «Детское общество». Снимки Пауэра о трудной жизни детей и молодежи в экономике свободного рынка размещали на рекламных щитах по всей стране. Но денег эта работа не принесла. Марк влез в долги, подумывал о смене профессии, пошел учиться на плотника. В это же время у него начался роман с девушкой по имени Джо, будущей женой. Ее семья происходила из Восточного Берлина. Пауэр оказался там в 1989 году и застал падение Берлинской стены. Его снимки расхватали британские газеты. Несколько лет он работал ­фотожурналистом. Потом стал преподавать и заниматься собственными фотопроектами. В 2007 году Пауэр был принят в знаменитое фотоагентство «Магнум».

Из всех серий, представленных в «Картинках из дома», зрителю, который незнаком с британскими реалиями, понятными станут три. Это фотографии для «Детского общества»: щемящие черно-белые снимки. Маленькие дети, живущие в комнате, где нет ничего, кроме брошенного на пол матраса; чумазые мальчишки, большую часть времени проводящие на грязных улицах…

В другой тональности создана самая известная серия ­Пауэра «Прогноз погоды для судоходства». Ежедневно по одному из каналов британского радио несколько раз передают сводку погоды. Для моряков она жизненно важна. Кстати, сам Пауэр до сорока лет всерьез занимался парусным спортом. А что эта сводка может значить для исконных обитателей суши? Камера Пауэра фиксирует обычные занятия людей: мальчишки играют в футбол, лазают по бетонным волноломам, мамаши возятся с детьми, мужчина в модном галстуке позирует фотографу на причале. Вместо подписей к снимкам — выписки из прогнозов погоды, который все слушают. Такой британский феномен, считает Пауэр.

Впрочем, только ли британский?

Серия «26 различных окончаний» создана «по мотивам» атласа Лондона. В этом ежегодном издании странным для фотографа образом какие‑то пригороды попадают на карту, какие‑то — нет. Пауэр сделал серию снимков тех мест, которые ни разу не попали. Тут и знаменитые двухэтажные автобусы, «припаркованные» к морским контейнерам, и тихий перекресток двух улиц, и шумный стадион, где проходит праздник воздушных змеев.


#фотовыставка #выставка #РОСФОТО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7116) от 24.02.2022 под заголовком «Ветер северный, умеренный».


Комментарии