В РНБ стартует проект по оцифровке старых газет
В Российской национальной библиотеке начинается масштабный проект – оцифровка газет. Прежде всего тех, которые по ветхости уже несколько десятилетий не доступны исследователям. Речь идет, в частности, о ведущих петербургских и московских изданиях конца XIX – начала ХХ века, которые сегодня являются важнейшим источником информации о том времени. По сути дела, оцифровка дает старинной печатной прессе новую жизнь.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Как пояснил заведующий отделом газет Александр Сапожников, пока прессу печатали на «тряпичной» бумаге, листы были прочными. А с конца XIX века, когда тиражи газет начали резко увеличиваться, их стали печатать на целлюлозной бумаге, не предназначенной для длительного хранения. Со временем она становится хрупкой, ломкой, легко рвется в руках. Даже при аккуратном обращении с нею читателей.
В результате подшивки многих дореволюционных газет пришли в крайнюю ветхость. А их микрофильмированные копии, увы, отличаются не очень высоким качеством: работать с ними чрезвычайно трудно.
– Вот этот комплект основанной книгоиздателем Иваном Сытиным газеты «День» за осень 1913 года не выдается читателям уже больше тридцати лет, с 1987 года, – показывает главный библиотекарь отдела газет Мария Луковская. – Похожая ситуация – с суворинским «Новым временем», «Петербургской газетой», «Петербургским листком»... Вообще больше 50% дореволюционных газет Северной столицы, печатавшихся в большом формате, отмечены табличкой «по ветхости не выдавать». Иными словами, они не доступны для широкой публики.
В нынешнем году РНБ планирует оцифровать и включить в электронную библиотеку наиболее востребованные периодические печатные издания. Почти все они – большеформатные. Первый этап включает подготовку около 7 тысяч номеров газет, нуждающихся в реставрации, а также около 15 тысяч номеров газет «Биржевые ведомости» и «Голос», которые можно сканировать без подготовки.
В настоящее время РНБ располагает четырьмя большеформатными сканерами. Не очень, конечно, много для реализации подобных масштабных планов, но приходится радоваться тем возможностям, которые есть. Раньше и этого не могли себе позволить.
– При сканировании требуются особая бережность, максимальное внимание и осторожность. Главное – не навредить, – говорит заместитель заведующего отделом внешнего обслуживания Владимир Агарков. – Процесс оцифровки, конечно, тоже не быстрый, в нем используется немало ручного труда, но без него не обойтись. На очереди – целые стеллажи с комплектами газет, подготовленными к этой работе.
Впрочем, оцифровка вовсе не отменяет реставрацию газет. Более того, зачастую оба процесса взаимосвязаны друг с другом.
– Мы занимаемся реставрацией методом ламинирования. Газета при этом становится более прочной, не так подвержена воздействию температур, влажности, светового режима. Затем мы изготавливаем для таких газет новый переплет, чтобы текст не ушел в корешковое поле, – пояснила Юлия Сапрыкина, заведующая сектором реставрации Федерального центра консервации библиотечных фондов РНБ.
Конечно, реставрация – дело длительное. Все зависит от степени повреждения газетных листов. Одно дело – если просто потрепаны края и уголки страниц. Другое дело, когда много разрывов и приходится собирать лист буквально из кусочков – тогда на это уходит особенно много времени. По словам Сапрыкиной, процесс реставрации, конечно, бесконечен, но ее реальные темпы сегодня явно недостаточны.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (6842) от 14.01.2021 под заголовком «Дождались оцифровки».
Материалы рубрики
В РНБ открылась выставка к 30-летию Русского генеалогического общества
В РНБ открылась выставка «Петербург в эпоху Б. Н. Ельцина»
Коллективу РНБ представили нового гендиректора
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии