В РНБ стартует проект по оцифровке старых газет

В Российской национальной библиотеке начинается масштабный проект – оцифровка газет. Прежде всего тех, которые по ветхости уже несколько десятилетий не доступны исследователям. Речь идет, в частности, о ведущих петербургских и московских изданиях конца XIX – начала ХХ века, которые сегодня являются важнейшим источником информации о том времени. По сути дела, оцифровка дает старинной печатной прессе новую жизнь.

В РНБ стартует проект по оцифровке старых газет | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как пояснил заведующий отделом газет Александр Сапожников, пока прессу печатали на «тряпичной» бумаге, листы были прочными. А с конца XIX века, когда тиражи газет начали резко увеличиваться, их стали печатать на целлюлозной бумаге, не предназначенной для длительного хранения. Со временем она становится хрупкой, ломкой, легко рвется в руках. Даже при аккуратном обращении с нею читателей.

В результате подшивки многих дореволюционных газет пришли в крайнюю ветхость. А их микрофильмированные копии, увы, отличаются не очень высоким качеством: работать с ними чрезвычайно трудно.

– Вот этот комплект основанной книгоиздателем Иваном Сытиным газеты «День» за осень 1913 года не выдается читателям уже больше тридцати лет, с 1987 года, – показывает главный библиотекарь отдела газет Мария Луковская. – Похожая ситуация – с суворинским «Новым временем», «Петербургской газетой», «Петербургским листком»... Вообще больше 50% дореволюционных газет Северной столицы, печатавшихся в большом формате, отмечены табличкой «по ветхости не выдавать». Иными словами, они не доступны для широкой публики.

В нынешнем году РНБ планирует оцифровать и включить в электронную библиотеку наиболее востребованные периодические печатные издания. Почти все они – большеформатные. Первый этап включает подготовку около 7 тысяч номеров газет, нуждающихся в реставрации, а также около 15 тысяч номеров газет «Биржевые ведомости» и «Голос», которые можно сканировать без подготовки.

В настоящее время РНБ располагает четырьмя большеформатными сканерами. Не очень, конечно, много для реализации подобных масштабных планов, но приходится радоваться тем возможностям, которые есть. Раньше и этого не могли себе позволить.

– При сканировании требуются особая бережность, максимальное внимание и осторожность. Главное – не навредить, – говорит заместитель заведующего отделом внешнего обслуживания Владимир Агарков. – Процесс оцифровки, конечно, тоже не быстрый, в нем используется немало ручного труда, но без него не обойтись. На очереди – целые стеллажи с комплектами газет, подготовленными к этой работе.

Впрочем, оцифровка вовсе не отменяет реставрацию газет. Более того, зачастую оба процесса взаимосвязаны друг с другом.

– Мы занимаемся реставрацией методом ламинирования. Газета при этом становится более прочной, не так подвержена воздействию температур, влажности, светового режима. Затем мы изготавливаем для таких газет новый переплет, чтобы текст не ушел в корешковое поле, – пояснила Юлия Сапрыкина, заведующая сектором реставрации Федерального центра консервации библиотечных фондов РНБ.

Конечно, реставрация – дело длительное. Все зависит от степени повреждения газетных листов. Одно дело – если просто потрепаны края и уголки страниц. Другое дело, когда много разрывов и приходится собирать лист буквально из кусочков – тогда на это уходит особенно много времени. По словам Сапрыкиной, процесс реставрации, конечно, бесконечен, но ее реальные темпы сегодня явно недостаточны.

#газета #пресса #РНБ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (6842) от 14.01.2021 под заголовком «Дождались оцифровки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?