В РНБ открылась выставка «Время собирать камни»
В Российской национальной библиотеке открылась выставка «Время собирать камни», посвященная 20‑летию начала возрождения Староладожского Никольского мужского монастыря. Часть экспонатов была предоставлена музеем, действующим в обители.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
— Ее основание связывают с именем Александра Невского и его победой над шведами, в которой участвовали жители Ладоги: по легенде, в память именно об этом событии и был заложен монастырь. Однако первое печатное свидетельство о его существовании — в переписной окладной книге Водской пятины 1500 года, — говорит куратор выставки Денис Абеляшев.
На открытии выставки были представлены подлинные рукописные синодики Никольского монастыря, которые прежде находились в монастырской библиотеке, а теперь хранятся в отделе рукописей РНБ. Самый ранний из них был начат в конце XVI века. Синодик — это список имен для поминовения во время богослужения или в частной молитве. Чтобы попасть на его страницы, надо было сделать благотворительное пожертвование в монастырскую казну. Из представителей знатных и известных фамилий в синодике значатся покровитель искусств и меценат граф Николай Шереметев, графиня Анна Орлова-Чесменская, внук полководца, военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга Александр Суворов.
— Когда мы работали над подготовкой выставки, все источники указывали на особую роль архимандрита Аполлоса, который был настоятелем обители в середине XIX века, — говорит куратор выставки. — Он всегда помогал местным крестьянам, пострадавшим от пожаров и неурожаев или просто бедствовавшим, особенно гордился школой при монастыре, в которой бесплатно обучали крестьянских детей. Среди ее воспитанников — будущий известный художник-передвижник Василий Максимов, живший в деревне на противоположной стороне реки Волхов.
После 1917 года обитель разделила судьбу большинства монастырей: была закрыта и разорена. Здесь были колхозные машиноремонтные мастерские, ремесленная школа, общежития, во время войны — авиаремонтная база… К счастью, постройки уцелели, но к реставрации самого древнего сооружения, Никольского собора XII века, из‑за недостатка средств до сих пор так и не приступили, пока он просто законсервирован.
Первым настоятелем возрождаемого монастыря двадцать лет назад стал отец Варфоломей. После его ухода из жизни дело продолжил нынешний настоятель — игумен Филарет, под его началом идет работа по реставрации уникального позолоченного иконостаса церкви Иоанна Златоуста.
— Кстати, автором этого храма был Алексей Максимович Горностаев — один из зодчих, стоявших у истоков неорусского стиля в архитектуре XIX века, — добавляет Денис Абеляшев. — Готовя выставку, мы были приятно удивлены, увидев, насколько тесным было культурное и интеллектуальное пространство. Племянник Алексея Горностаева, Иван Иванович Горностаев, тоже архитектор, долгие годы работал в Императорской Публичной библиотеке, был одним из создателей «кабинета Фауста», где ныне хранятся инкунабулы, участвовал в сооружении нового читального зала в римско-итальянском стиле.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (7326) от 26.12.2022 под заголовком «Обитель над Волховом».
Комментарии