В РНБ открылась выставка «Петербургская школа журналистики»

В Главном здании Российской национальной библиотеки открылась выставка «Петербургская школа журналистики», посвященная 75-летию университетского журналистского образования.

В РНБ открылась выставка «Петербургская школа журналистики» | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Все началось в 1946 году, когда на филологическом факультете ЛГУ было открыто отделение журналистики. Спустя двадцать лет оно было преобразовано в самостоятельный факультет, который десять лет назад стал институтом «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» в составе СПбГУ.

Высокая научная планка, заданная изначально, сохраняется по сей день, – подчеркнул гендиректор РНБ Владимир Гронский. – Факультет выпускает профессионалов своего дела. Так было, так есть, так будет.

Настоящими легендами стали имена тех, кто стоял у истоков. Назовем лишь некоторые. Александр Бережной – создатель факультета журналистики и его первый декан, первый в нашей стране доктор филологических наук по специальности «Журналистика». Борис Вяземский – создатель кафедры производства и оформления газеты, организации средств массовой информации, соавтор популярного «Справочника журналиста». Владимир Осинский – один из основателей журналистской специализации «Телевидение и радио», исследователь блокадного радио...

Как отметил председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России Дмитрий Шерих, журфак не только учит, но и сам учится. За время его существования журналистика радикально менялась, появились совершенно новые сферы приложения сил, которых прежде просто не было. И факультет всякий раз достойно отвечает на эти вызовы времени.

По числу подаваемых заявлений абитуриентов мы видим, что чрезвычайно востребованы, – сказал директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Анатолий Пую. – И студенты сегодня просто фантастические. Царящая у нас атмосфера взаимопонимания и уважения – тоже продолжение давних традиций... Недаром среди наших выпускников не только специалисты средств массовой информации, но и литераторы, режиссеры, политики, ученые.

Выставка в стенах РНБ совместная, поскольку у библиотеки и журфака еще с середины 1990-х годов сложились дружеские, партнерские отношения. В одном из разделов демонстрируются итоги совместных проектов и издания Университета и библиотеки, в которых вторая сторона представлена в качестве авторов, членов редколлегии и рецензентов.

Есть на выставке и любопытные свидетельства своего времени. К примеру, датированное ноябрем 1963 года письмо выдающегося ученого-фольклориста профессора ЛГУ Владимира Проппа. В нем он благодарит свою коллегу Валентину Березину за подаренный ему учебник «История русской журналистики XVIII – XIX веков» (она была одним из его авторов) и отмечает: «В нашей области ничего подобного нет. Мы могли бы написать, но не пишем, потому что нет надежды, что издадут».

Выставка показывает итоги, в том числе и последних трех постсоветских десятилетий, когда факультет журналистики открывал для себя новые темы, недоступные прежде. В первую очередь они были связаны с журналистикой русской эмиграции и советской цензурой, – отметил почетный профессор СПбГУ Геннадий Жирков, на протяжении четверти века заведовавший кафедрой истории журналистики. Он был членом редколлегии пяти выпусков сборника «Цензура в России: история и современность», издаваемого Российской национальной библиотекой.


#РНБ #библиотека #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7010) от 16.09.2021 под заголовком «Журфак учит и учится».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?