В РНБ открылась выставка «Петербург в эпоху Б. Н. Ельцина»
«Петербург в эпоху Б. Н. Ельцина» – так называется выставка в Российской национальной библиотеке, открытая к 90-летию со дня рождения первого президента России. Значительная часть экспозиции – газетные вырезки, причем едва ли не больше всего – из «Санкт-Петербургских ведомостей» 1990-х годов. На страницах – снимки наших фоторепортеров Александра Дроздова и Дмитрия Соколова... Казалось бы, не такое давнее время, а уже история!

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– Мы тогда были романтиками, и Борис Николаевич тоже в определенном смысле был таковым и расплачивался за свои ошибки и иллюзии, – отметил, открывая выставку, гендиректор Публички Владимир Гронский.
Действительно, трудно не согласиться: эпоха была неоднозначная, как и сама фигура Ельцина. Для одних – «время надежд», для других – «лихие 90-е», нищета и крушение иллюзий. Как относиться к той эпохе – только со знаком плюс или минус?..
– Ельцин был человеком, который сделал себя сам и обладал очень важным качеством: понимал и чувствовал людей. И как бы сегодня его ни критиковали и ни ругали, именно благодаря ему были заложены основы рыночной экономики и действующие государственные институции. Ельцин дал нам свободу, а как мы ею распорядились – уже наш выбор, – сказал Сергей Цыпляев, который в пору Ельцина был представителем президента России в Петербурге.
Выставка, подготовленная РНБ, не только об оценке того времени. Она фактически является попыткой системного исторического подхода к осмыслению жизни Петербурга 1990-х годов и важнейших событий в жизни города, связанных с именем первого президента России.
По воспоминаниям самого Ельцина, впервые он оказался в Ленинграде в 1951 году, когда после окончания 2-го курса Уральского политехнического института отправился в путешествие по городам России. Добрался он сюда голодный и без средств, в ожидании денежного перевода. Зашел в первый попавшийся магазин и попросил булки и колбасы в долг. Ему дали даже больше, чем он ожидал. Так состоялось первое знакомство будущего президента России с нашим городом.
Долг Борис Ельцин вернул, когда дождался денежного перевода, а потом не раз вспоминал о чуткости и отзывчивости ленинградцев.
– В 1990-х годах Ельцин побывал в нашем городе не меньше десятка раз, и каждый его визит был знаковым, – поясняет куратор выставки Дмитрий Гусаров. – Последний раз – в июле 1998-го на церемонии захоронения останков царской семьи в Петропавловском соборе. А в октябре 2003 года Ельцин посетил Петербург уже с частным визитом и получил из рук губернатора Северной столицы Валентины Матвиенко медаль в честь 300-летия города.
И, наверное, это справедливо. Несмотря на общее падение промышленности, именно при Ельцине в городе начались сооружение Кольцевой автодороги и достройка брошенной дамбы. К концу 1990-х годов со стапелей петербургских верфей один за другим стали сходить корабли, «Электросила» продолжила выпуск генераторов. Состоялись Игры доброй воли и началось строительство Ледового дворца, который был сдан точно к чемпионату мира по хоккею; начали проходить теннисные турниры мирового уровня. Именно Ельцин в 1997 году официально провозгласил Петербург культурной столицей России.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (6856) от 03.02.2021 под заголовком «Лихое время надежд».
Материалы рубрики
Потерянный медальон. Как школьник помог установить судьбу бойца
Особняк Румянцева получил в дар зеркало-трюмо в венецианском стиле
Форум «Диалог культур» завершился фотовыставками в Главном штабе
Вернисаж: выставки в Петербурге с 17 апреля 2021
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии