В РНБ открылась выставка об архитекторе Александре Бакусове

В Главном здании Российской национальной библиотеки открылась достаточно необычная для этих стен выставка: она посвящена главному архитектору РНБ Александру Бакусову, занимавшему этот пост с 1993-го по 2015 год.

В РНБ открылась выставка об архитекторе Александре Бакусове | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– В начале 1990-х годов тогдашний директор библиотеки Владимир Зайцев как-то посетовал: мол, до революции в Публичке был свой архитектор, а теперь нет. Тогда и была учреждена такая должность, которую занял Бакусов. Он сразу же активно включился в подготовку к 200-летию библиотеки, создал информационный центр в доме Крылова, а затем все больше входил во вкус, почувствовав свое новое призвание, – рассказал Антон Лихоманов, директор по вопросам консервации, реставрации и репликации библиотечных фондов.

Главной идеей Бакусова стало возвращение исторического облика интерьерам библиотеки, что и было осуществлено в ряде залов.

– Было много споров, многие сотрудники не принимали его идей, но его отличие было в том, что он смотрел на библиотеку с позиций вечности. И в конечном итоге оказался прав, – отметил Лихоманов.

Впрочем, Бакусов вовсе не был консерватором, желавшим вернуть все «так, как было раньше». Наоборот, он внимательно следил за новациями в библиотечном строительстве. Нереализованной осталась его концепция «прозрачной библиотеки» – переустройство внутренних дворов РНБ в общедоступные культурные пространства.

– Идея остается актуальной, она работает на перспективу, – считает замдиректора РНБ Валентин Сидорин. – Тем более что и родилась она не на пустом месте. Она продолжает не только конструктивистские задумки архитекторов 20-х годов ХХ века, планировавших развитие «библиотечного городка» до переулка Крылова, с застекленными пространствами на крышах и дворами-атриумами, но и замысел Екатерины II, предполагавшей устройство в Императорской публичной библиотеке зимних садов. И открытие этой выставки показывает, что развитие РНБ как уникальной архитектурной доминанты города остается на повестке дня.

Выставка получилась одновременно и мемориальной (Александра Георгиевича не стало, в июне нынешнего года исполнилось семьдесят лет со дня его рождения), и творческой. В ее основе – документы из коллекции библиотеки и личного архива архитектора (хранитель – его вдова Татьяна Бакусова), фотографии, оригиналы чертежей. Среди его осуществленных работ – музейные здания в Красноярске, Воронеже, Туле, Нижнем Новгороде, памятник оружейнику Сергею Мосину в Сестрорецке, стелы на мемориальном кладбище «Левашовская пустошь», в парке Городов-героев в Московском районе, санаторный комплекс «Белые ночи» в Сестрорецке.

– Александр Бакусов прожил две, если не три жизни, – отметил профессор Академии художеств Иван Говорков, знавший его еще с первого курса. – Одну он отдал музеям и библиотеке, а вторую прожил в лесу: он был страстным охотником и путешественником.

Недаром в числе экспонатов выставки – акварели, рисунки, авторские фотографии разных лет, свидетельствующие о том, как он тонко чувствовал природу.

В нынешнем году готовится к выходу в свет книга, посвященная творческой деятельности Александра Бакусова.

#архитектура #РНБ #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6718) от 14.07.2020 под заголовком «Две жизни главного архитектора».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?