В РНБ открылась выставка об архитекторе Александре Бакусове
В Главном здании Российской национальной библиотеки открылась достаточно необычная для этих стен выставка: она посвящена главному архитектору РНБ Александру Бакусову, занимавшему этот пост с 1993-го по 2015 год.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– В начале 1990-х годов тогдашний директор библиотеки Владимир Зайцев как-то посетовал: мол, до революции в Публичке был свой архитектор, а теперь нет. Тогда и была учреждена такая должность, которую занял Бакусов. Он сразу же активно включился в подготовку к 200-летию библиотеки, создал информационный центр в доме Крылова, а затем все больше входил во вкус, почувствовав свое новое призвание, – рассказал Антон Лихоманов, директор по вопросам консервации, реставрации и репликации библиотечных фондов.
Главной идеей Бакусова стало возвращение исторического облика интерьерам библиотеки, что и было осуществлено в ряде залов.
– Было много споров, многие сотрудники не принимали его идей, но его отличие было в том, что он смотрел на библиотеку с позиций вечности. И в конечном итоге оказался прав, – отметил Лихоманов.
Впрочем, Бакусов вовсе не был консерватором, желавшим вернуть все «так, как было раньше». Наоборот, он внимательно следил за новациями в библиотечном строительстве. Нереализованной осталась его концепция «прозрачной библиотеки» – переустройство внутренних дворов РНБ в общедоступные культурные пространства.
– Идея остается актуальной, она работает на перспективу, – считает замдиректора РНБ Валентин Сидорин. – Тем более что и родилась она не на пустом месте. Она продолжает не только конструктивистские задумки архитекторов 20-х годов ХХ века, планировавших развитие «библиотечного городка» до переулка Крылова, с застекленными пространствами на крышах и дворами-атриумами, но и замысел Екатерины II, предполагавшей устройство в Императорской публичной библиотеке зимних садов. И открытие этой выставки показывает, что развитие РНБ как уникальной архитектурной доминанты города остается на повестке дня.
Выставка получилась одновременно и мемориальной (Александра Георгиевича не стало, в июне нынешнего года исполнилось семьдесят лет со дня его рождения), и творческой. В ее основе – документы из коллекции библиотеки и личного архива архитектора (хранитель – его вдова Татьяна Бакусова), фотографии, оригиналы чертежей. Среди его осуществленных работ – музейные здания в Красноярске, Воронеже, Туле, Нижнем Новгороде, памятник оружейнику Сергею Мосину в Сестрорецке, стелы на мемориальном кладбище «Левашовская пустошь», в парке Городов-героев в Московском районе, санаторный комплекс «Белые ночи» в Сестрорецке.
– Александр Бакусов прожил две, если не три жизни, – отметил профессор Академии художеств Иван Говорков, знавший его еще с первого курса. – Одну он отдал музеям и библиотеке, а вторую прожил в лесу: он был страстным охотником и путешественником.
Недаром в числе экспонатов выставки – акварели, рисунки, авторские фотографии разных лет, свидетельствующие о том, как он тонко чувствовал природу.
В нынешнем году готовится к выходу в свет книга, посвященная творческой деятельности Александра Бакусова.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6718) от 14.07.2020 под заголовком «Две жизни главного архитектора».
Комментарии