В РНБ научились изготавливать бумагу по старинной технологии

Подобной «производственной линии», ориентированной на изготовление эксклюзивной «продукции» для реставрационных целей, нет больше нигде в стране. Она действует в Федеральном центре консервации библиотечных фондов, расположенном на набережной Фонтанки.

В РНБ научились изготавливать бумагу по старинной технологии | Форму, которую держит в руках ведущий технолог Андрей Лоскутов, называют «листоотливальной», или «черпальной». / ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Форму, которую держит в руках ведущий технолог Андрей Лоскутов, называют «листоотливальной», или «черпальной». / ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Процесс изготовления бумаги — ручной, достаточно трудоемкий. Выглядит он следующим образом: сначала в особом агрегате хлопковую целлюлозу превращают в массу, опускают ее в чан с водой, размешивают специальной лопаткой, после чего опускают туда «черпальную» форму, похожую на плашку с деревянной рамочкой. Достают ее, аккуратно сливают воду, с помощью специального сита снимают получившийся лист бумаги. И так — много раз. Полученные листы прокладывают тканью и кладут под пресс, чтобы удалить лишнюю влагу. Затем сушат в РОМе — реставрационно-отливной машине.

Такого рода технология производства бумаги существовала в Европе с XII – XIII веков, — поясняет ведущий технолог Андрей Лоскутов. — Единственное новшество появилось в 70‑х годах XVIII века, когда массу стали измельчать не вручную, а простейшим механизированным способом — с помощью устройства, внешне похожего на небольшой резервуар. Называется он «ролл». Тот, что мы используем, современный, но по большому счету принципиально с тех пор мало изменился. Разве что работает от электричества, а когда‑то давно его приводил в действие двигатель на основе водяной мельницы…

Результат, как считают специалисты, говорит сам за себя: копия старинного документа, напечатанная лазерным принтером на только что созданной бумаге, практически неотличима от оригинала. Но зачем это нужно?

Области применения нашей продукции самые различные, — объясняет руководитель центра Евгений Ляховицкий. — К примеру, заботясь о сохранности документов, на выставках мы избегаем показа оригиналов. Поэтому и возникает потребность в высококачественной копии на вержированной бумаге, близкой по фактуре подлинному историческому материалу.

В прошлом году именно по такой средневековой технологии были выполнены копии «летучих листков» XVI – XVII веков, хранящихся в отделе редкой книги РНБ. Их выпускали в Речи Посполитой в агитационно-пропагандистских целях. Эти документы были представлены на выставке в Ми­нистерстве обороны, посвященной истории фейков о России.

Еще одно применение бумаги, изготовленной по средневековой технологии, — восполнение утрат в особо ценных исторических документах. В этих случаях важно, чтобы бумага не только отвечала необходимым требованиям к химическому составу, была долговечной, прочной, но еще и попадала в тон, не искажая облик документа, — говорит Лоскутов.

И, наконец, «старинная» бумага нужна для того, чтобы четко понимать, как реставрировать подлинники.

Мы ведь не можем проделывать эксперименты с древними рукописями. А здесь мы изготавливаем бумагу по точно такому же рецепту, практически точно такую же, на которой написаны рукописи, и можем подвергать ее различным нагрузкам, воздействиям, чтобы просчитать, как будет себя вести тот или иной исторический документ в аналогичной ситуации. Испытывать на растяжение, на излом, — поясняет Ляховицкий.

Бумага2_Г.jpg
В камере искусственного старения — лист бумаги, изготовленный из льняной целлюлозы. На него нанесены чернила различного состава, также сделанные по старинным рецептам. / ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Сотрудники центра продемонстрировали специальный агрегат, внешне чем‑то напоминающий большую центрифугу, с круг­лым окном-иллюминатором. Это камера искусственного старения. В ней создают необходимые влажностный и температурный режимы. Принцип основан на том, что бумага оказывается в крайне агрессивных условиях — таким образом, чтобы за час она «состарилась» на несколько лет.

Кроме того, в этой камере мы можем смоделировать, как поведут себя в подобных условиях различные составы чернил, изготовленных по средневековым технологиям… Лист, который вы видите, находится в камере уже двенадцатые сутки, мы за ним внимательно наблюдаем. Можете подсчитать, что мы его «состарили» уже как минимум на пятьсот — шестьсот лет. Будем держать до тех пор, пока он не начнет получать повреждения, — говорит Ляховицкий.

В ближайших планах центра консервации — использовать для изготовления аутентичной бумаги не только хлопковую, но и льняную целлюлозу: тогда удастся приблизиться к оригиналам еще ближе. По словам технологов, лен исключительно прочен, однако, чтобы изготовить из него бумагу, нужны особые условия варки. Поэтому, чтобы запустить льняную производственную линию, придется приложить серьезные усилия.

#РНБ #бумага #изготовление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (7288) от 01.11.2022 под заголовком «Привет из Средневековья».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?