В РНБ научились изготавливать бумагу по старинной технологии
Подобной «производственной линии», ориентированной на изготовление эксклюзивной «продукции» для реставрационных целей, нет больше нигде в стране. Она действует в Федеральном центре консервации библиотечных фондов, расположенном на набережной Фонтанки.
Форму, которую держит в руках ведущий технолог Андрей Лоскутов, называют «листоотливальной», или «черпальной». / ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Процесс изготовления бумаги — ручной, достаточно трудоемкий. Выглядит он следующим образом: сначала в особом агрегате хлопковую целлюлозу превращают в массу, опускают ее в чан с водой, размешивают специальной лопаткой, после чего опускают туда «черпальную» форму, похожую на плашку с деревянной рамочкой. Достают ее, аккуратно сливают воду, с помощью специального сита снимают получившийся лист бумаги. И так — много раз. Полученные листы прокладывают тканью и кладут под пресс, чтобы удалить лишнюю влагу. Затем сушат в РОМе — реставрационно-отливной машине.
— Такого рода технология производства бумаги существовала в Европе с XII – XIII веков, — поясняет ведущий технолог Андрей Лоскутов. — Единственное новшество появилось в 70‑х годах XVIII века, когда массу стали измельчать не вручную, а простейшим механизированным способом — с помощью устройства, внешне похожего на небольшой резервуар. Называется он «ролл». Тот, что мы используем, современный, но по большому счету принципиально с тех пор мало изменился. Разве что работает от электричества, а когда‑то давно его приводил в действие двигатель на основе водяной мельницы…
Результат, как считают специалисты, говорит сам за себя: копия старинного документа, напечатанная лазерным принтером на только что созданной бумаге, практически неотличима от оригинала. Но зачем это нужно?
— Области применения нашей продукции самые различные, — объясняет руководитель центра Евгений Ляховицкий. — К примеру, заботясь о сохранности документов, на выставках мы избегаем показа оригиналов. Поэтому и возникает потребность в высококачественной копии на вержированной бумаге, близкой по фактуре подлинному историческому материалу.
В прошлом году именно по такой средневековой технологии были выполнены копии «летучих листков» XVI – XVII веков, хранящихся в отделе редкой книги РНБ. Их выпускали в Речи Посполитой в агитационно-пропагандистских целях. Эти документы были представлены на выставке в Министерстве обороны, посвященной истории фейков о России.
— Еще одно применение бумаги, изготовленной по средневековой технологии, — восполнение утрат в особо ценных исторических документах. В этих случаях важно, чтобы бумага не только отвечала необходимым требованиям к химическому составу, была долговечной, прочной, но еще и попадала в тон, не искажая облик документа, — говорит Лоскутов.
И, наконец, «старинная» бумага нужна для того, чтобы четко понимать, как реставрировать подлинники.
— Мы ведь не можем проделывать эксперименты с древними рукописями. А здесь мы изготавливаем бумагу по точно такому же рецепту, практически точно такую же, на которой написаны рукописи, и можем подвергать ее различным нагрузкам, воздействиям, чтобы просчитать, как будет себя вести тот или иной исторический документ в аналогичной ситуации. Испытывать на растяжение, на излом, — поясняет Ляховицкий.
Сотрудники центра продемонстрировали специальный агрегат, внешне чем‑то напоминающий большую центрифугу, с круглым окном-иллюминатором. Это камера искусственного старения. В ней создают необходимые влажностный и температурный режимы. Принцип основан на том, что бумага оказывается в крайне агрессивных условиях — таким образом, чтобы за час она «состарилась» на несколько лет.
— Кроме того, в этой камере мы можем смоделировать, как поведут себя в подобных условиях различные составы чернил, изготовленных по средневековым технологиям… Лист, который вы видите, находится в камере уже двенадцатые сутки, мы за ним внимательно наблюдаем. Можете подсчитать, что мы его «состарили» уже как минимум на пятьсот — шестьсот лет. Будем держать до тех пор, пока он не начнет получать повреждения, — говорит Ляховицкий.
В ближайших планах центра консервации — использовать для изготовления аутентичной бумаги не только хлопковую, но и льняную целлюлозу: тогда удастся приблизиться к оригиналам еще ближе. По словам технологов, лен исключительно прочен, однако, чтобы изготовить из него бумагу, нужны особые условия варки. Поэтому, чтобы запустить льняную производственную линию, придется приложить серьезные усилия.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (7288) от 01.11.2022 под заголовком «Привет из Средневековья».
Комментарии