В разных музеях России проходят выставки, посвященные юбилею Николая Рериха

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Рериха — художника, мыслителя, мистика, общественного деятеля. Посвященные ему выставки проходят в различных музеях России. Открыла череду юбилейных торжеств в честь Николая Рериха масштабная выставка в Третьяковской галерее, а закроет — «Твердыня пламенная» в Эрмитаже.

В разных музеях России проходят выставки, посвященные юбилею Николая Рериха | «Книга жизни». 1939 год (фрагмент)./ ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

«Книга жизни». 1939 год (фрагмент)./ ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

А пока можно посмотреть небольшую выставку «Николай Рерих. Живопись. Графика. Документы» в КGallery (16+). Она интересна тем, что представляет работы художника из частных собраний.

Кроме того, куратор выставки Владимир Березовский добавил в экспозицию несколько работ учителей Николая Рериха (Репина, Куинджи) и его учеников, чтобы показать, как формировался художник и какое влияние он оказал на развитие русского искусства рубежа XIX – XX веков.

Акцент сделан на показ работ на тему Древней Руси — сначала языческой, потом христианской. Дизайнер выставки превратил прост­ранство галереи в подобие боярских палат со сводами. «И оживают старые легенды, сказки, вьются крылатые драконы; облачные девы носятся по небу; в огненном кольце томится златокудрая змеевна; кочуют богатыри безымянные в древних стенах и пустынях», — говорил художник о своих замыслах, будто сказку рассказывал. Одна из работ на тему христианской Руси — «Николай Угодник» из коллекции Владимира Палеева. К образу этого почитаемого во всем мире святого художник обращался не раз.

Интересен эскиз Рериха к картине «Гонец. Восстал род на род», за которую он получил в Императорской академии художеств звание художника. «Гонца» сразу приобрел Павел Третьяков. «Варяжский путь», написанный в 1907 году, происходит из коллекции Сигизмунда Валка. История Древней Руси интересовала художника. Он не только занимался изучением архивных документов и ездил в археологические экспедиции, но даже совершил путешествие от Балтийского моря до Черного, пытаясь пройти спустя века знаменитый путь «из варяг в греки». Николай Рерих много раз писал о том, как важно изучать прошлое ради будущего: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

Среди учеников Николая Рериха можно выделить Александру Щекатихину-Потоцкую. Не так давно в Музее-институте семьи Рерихов прошла выставка, посвященная ей и тому влиянию, которое оказал на нее учитель. Она помогала ему в создании эскизов костюмов и декораций для балета «Весна священная», потрясшего Париж, оперы «Князь Игорь». С 1918 года художница работала на Государственном фарфоровом заводе (позднее — Ленинградском фарфоровом заводе).

На выставке есть необычный экспонат — фарфоровое блюдо, склеенное из кусочков. В прост­ранной аннотации рядом с ним — фрагмент из книги ленинградского коллекционера Бориса Васильева «Записки о собирателях. Счастье познания и обладания». «Как‑то мне позвонил знакомый коллекционер и сказал, зная мое пристрастие к художникам «Мира искусства», что продаются работы И. Билибина и Щекатихиной у сына Щекатихиной. Обрадовался этому и поехал к наследнику. Он сказал, что предлагал это музеям, но они отказались. Наследием оказался ужасный битый фарфор, тарелки и другая посуда, картины и рисунки в ужасном состоянии, описанные кошками, сломанные картоны. Однако я, не задумываясь, спросил: «Они у вас оценены?». Мне ответили: «Да». Не торгуясь, мы с женой уплатили деньги и увезли домой эти сокровища. Очень много трудов пришлось провести с этими работами. Часть работ, где надо было дублировать скорченные холсты, сделаны в ГРМ. Я очень им благодарен за хорошо сделанную реставрацию картин», — вспоминает Борис Васильев.

Так что выставка — дань уважения и восхищения не только Николаю Рериху, но и собирателям, благодаря которым до нас дошли многие его работы.


#Рерих #выставка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (7711) от 24.07.2024 под заголовком «Облачные девы, крылатые драконы».


Комментарии