В Пушкинском Доме открылась выставка «Владимир Набоков. Возвращение»
С 12 по 26 ноября в залах Литературного музея Института русской литературы (ИРЛИ РАН, Пушкинский Дом) работает выставка «Владимир Набоков. Возвращение». Она впервые представит широкой публике материалы из швейцарского архива писателя, который три месяца назад поступил в собрание ИРЛИ.
ФОТО Википедии / A.Savin / FAL
Многие петербуржцы помнят историю «трехсот коробок», о которых наша газета своевременно сообщала. Это тот самый архив писателя, который бережно хранил Дмитрий Набоков, его сын. За свою жизнь он успел побывать оперным певцом, киноактером, автогонщиком. Но известность получил как переводчик произведений отца, комментатор его творчества, редактор его изданий. Дмитрий Набоков скончался в 2012 году, права на материалы перешли к Литературному фонду Владимира Набокова и Международному обществу Владимира Набокова.
Несколько лет назад эти организации высказали желание передать архив петербургскому Музею-квартире Набокова, расположенному в доме по Большой Морской, 47. Но при выполнении двух условий: музей получает статус самостоятельного федерального учреждения культуры (тогда и сейчас он входит в состав СПбГУ) и получает в свое распоряжение весь парадный корпус набоковского дома (музей занимает в нем только первый этаж из трех).
По разным причинам выполнить эти условия оказалось невозможным. И тогда к переговорам подключился Пушкинский Дом. Его руководству удалось убедить наследников передать архив в ИРЛИ. Институт намерен создать в своем Литературном музее постоянную экспозицию – «Кабинет Набокова», а также сделать доступными для профессионалов оцифрованные рукописные материалы архива – пометки писателя на полях книг, письма и документы.
Всего архив состоит из более чем 10 тысяч предметов. Как рассказал Валентин Головин, директор ИРЛИ, их можно разделить на пять основных частей – автографы и документы; фотографии, аудиозаписи и кинопленки; мемориальные предметы; произведения искусства; библиотека Владимира Набокова и авторские экземпляры изданий его произведений на разных языках.
Среди автографов – письмо Александра Солженицына, записка Мстислава Ростроповича на программке его концерта. Из документов – «нансеновский» паспорт Набокова, разрешение на ношение оружия и водительские права Веры Набоковой, жены писателя. К мемориальным предметам относятся дорожные чемоданы, сачок и «расправилки» для бабочек: Набоков с детства до старости увлекался энтомологией. При первоначальном описании архива из одной набоковской книги выпал рецепт творожной пасхи, вероятно, принадлежавший Вере Набоковой.
Подробное изучение швейцарского архива и большие выставки еще впереди. Цель нынешнего показа – представить разнообразие хранящихся в архиве предметов. Среди них – эскиз декорации Мстислава Добужинского для постановки пьесы Владимира Набокова «Событие» (1938), автолитография Хуана Миро Sculptures (1974), диплом о вручении Дмитрию Набокову серебряной медали за оперное исполнительство (11 сентября 1960 года, Италия), «Натюрморт» (1969) кисти Дмитрия Набокова.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7049) от 12.11.2021 под заголовком «В родной город с других берегов».
Комментарии