В прокат вышел фильм Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева «Любовь Советского Союза»
Кадр из фильма «Любовь Советского Союза»
Создатели фильма определяют жанр как «сказку, основанную на реальных событиях». Главная героиня — актриса Галина Коврова (Ангелина Стречина). Точнее, не просто актриса. Звезда, сияющая на голубом экране ярче, чем рубиновые звезды на кремлевских башнях.
Кто послужил прототипом? Режиссеры подчеркивают, что образ героини — собирательный. Как и образы двух главных мужчин в жизни звезды — Летчика и Писателя. Хотя зрителям старшего поколения сразу понятно, что за Галиной Ковровой скрывается, конечно же, Валентина Серова, звезда советского кино 1930‑х годов, одна из «сталинских блондинок». В фильме в одной из важнейших сцен звучит стихотворение Константина Симонова «Жди меня», написанное в 1942‑м и посвященное Валентине Серовой. Но еще свежи в памяти скандалы вокруг телесериала «Звезда эпохи», снятого в 2005 году. Тогда по требованию родственников актрисы пришлось изменить фамилию героини с Серовой на Седову. Ну а здесь сразу — Коврова. Не подкопаешься.
Что отличает просто актрису (даже народную и орденоносицу) от звезды? Ее лицо должно быть не просто красивым. Оно должно соответствовать представлениям о красоте миллионов людей своего времени. Возможно, в будущем зрители станут недоумевать — да что в этом лице было такого особенного? Но здесь и сейчас оно магически притягивает и влюбляет. «Таких женщин не бывало и не могло быть в старое время!» — говорил Сталин о Любови Орловой и Марине Ладыниной.
Именно поэтому выбор на главную роль Ангелины Стречиной кажется не совсем точным. Актриса очень хорошенькая. Но этот тип красоты имеет мало общего с идеалом красоты тридцатых годов. И даже Софья Эрнст, выступившая в эпизодической роли актрисы, похожей на Любовь Орлову, с ее гротескной манерой игры более точно попадает в большой стиль сталинского гламура,
Постановочной команде фильма хочется сказать спасибо. Художники-постановщики воссоздали сталинский гламур во всем блеске. Кадры порой напоминают картины Александра Дейнеки и Александра Самохвалова. Взять хотя бы сцену парада физкультурников, с которой начинается фильм: развеваются на ветру красные знамена, упруго шагают молодые и красивые люди в белых одеждах… Вспоминается масштабная картина Самохвалова 1935 года «Товарищ Киров принимает парад физкультурников». И, конечно, фотографии Александра Родченко, запечатлевшие бурлящую энергию юной Страны Советов. А кадр, когда бравый сталинский сокол летчик Ковров везет в загс Галину в лакированном кабриолете с серебряной фигуркой на капоте? Прямо картина Юрия Пименова.
Очень красиво снята Москва. По замыслу Сталина Москва должна была стать городом-мечтой, и в фильме мы ее такой и видим. В 1935 году был утвержден генеральный план реконструкции столицы. Исчезли многие церкви и памятники старины — Сухарева башня, храм Христа Спасителя. Тверская обернулась улицей Горького, Большая Калужская превратилась в Ленинский проспект, Первая Мещанская — в проспект Мира. Главными достопримечательностями новой Москвы стали подземные чертоги метрополитена, ЦПКиО им. Горького и открывшаяся в 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. В фильме с помощью компьютерной графики воссозданы здания, которые были спроектированы, но построить их не удалось. Например, мы видим Большой кинотеатр, расположенный напротив Большого театра. В реальности его не было.
Да, большинство людей ютились в коммуналках или бараках. Но комнату в коммуналке мы видим лишь в начальных кадрах, в сценах из детства Галины Ковровой. Став актрисой и женой знаменитого летчика, она пополнила ряды новой элиты, где было все — роскошные квартиры, наряды, помпезные приемы в Кремле.
Что по‑настоящему хорошо в сегодняшнем кино — так это костюмы. В «Любви Советского Союза» работа Екатерины Шапкайц и Светланы Москвиной заслуживает уважения и восхищения. Главная героиня постоянно меняет наряды — на то и звезда. На приеме у Сталина — в воздушном небесно-голубом платье, как сказочная принцесса. Перед солдатами на фронте — в вечернем туалете из бархата сапфирового цвета. Черное шифоновое платье надевает на поминки. В заключительной сцене мы видим ее в бархатном же, но ярко-красном платье, которое так эффектно смотрится на белом снегу… Есть еще деловые костюмы, пальто, белые брюки…
Воссоздание же атмосферы тридцатых годов, «воздуха времени», в отличие от предметного мира картины не выглядит точным.
В целом фильм снят ярко, красиво, стремительно. Много открыточных видов Москвы в разных ракурсах — и с высоты, и снизу. Виртуозно сделаны сцены полетов. А когда на журналиста Туманова летит бомба, кажется, что она летит прямо на тебя…
Так чего же в картине недостает, кроме самого воздуха времени? Как ни странно — чувств, хотя главной темой картины обозначена любовь. Между героями нет химии. Приходится на веру принимать такие банальные реплики, как слова Коврова: «Проснулся и мечту свою увидел». Не хватает яркости и полноты характеров. Они лишь обозначены, а развития нет. Герои порой кажутся картонными. О двух главных героях — летчике Анатолии Коврове (Кирилл Кузнецов) и драматурге Кирилле Туманове (Роман Васильев) почти нечего сказать. Кроме того, что они молоды и красивы…
Однако фильм — лишь дайджест восьмисерийной саги, которую обещают показать на одном из центральных каналов. Почему‑то хочется надеяться, что там можно будет увидеть историю любви Ковровой и Туманова от начала до конца. Хотя она не похожа на сказку. От строчек «Будь хоть бедой в моей судьбе, //Но кто б нас ни судил, // Я сам пожизненно к тебе // Себя приговорил». До горьких: «Я просто разлюбил тебя. И это // Мне не дает стихов тебе писать».
Возрастное ограничение 16+
Читайте также:
Театр «Суббота» запустил интерактивный сериал «По ходу пьесы»
В Петербурге завершился 34‑й международный кинофестиваль «Послание к человеку»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2115 (7791) от 13.11.2024 под заголовком «Под рубиновыми звездами».
Комментарии