В Приморской картинной галерее состоялись девятые Дни Эрмитажа во Владивостоке
Они проходят в столице Приморского края с 2016 года, и за это время здесь успели сложиться свои традиции, которые делают эту просветительскую программу особенной.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Во-первых, во всех других городах она приурочена к открытию эрмитажной выставки, а здесь — к ее завершению, а потому как бы растянута во времени. Ведь часть мероприятий случается еще до официального открытия Дней Эрмитажа, в течение всего времени работы прибывшей из Северной столицы экспозиции. Во-вторых, помимо привычных для Дней выставок, лекций и представления новых изданий петербургского музея во Владивостоке всегда проходят еще и чтения «Илиады» Гомера. Это связано с тем, что на карте города много античных топонимов: бухты Улисс, Патрокл, Диомед, пролив Восточный Босфор и другие. Как раз в то время, когда русские моряки исследовали эти земли, в свет вышел первый перевод «Илиады» на русский язык, сделанный Николаем Гнедичем. Он вызвал огромный интерес и вдохновил не только поэтов и художников, но и мореплавателей.
Одна из первых выставок, привезенных во Владивосток из Эрмитажа, тоже была связана с античной культурой. Она называлась «Шкатулка матроны. Драгоценности римской эпохи». «Мы начинали с Античности и рассказывали, как античный миф и античная история стали и остаются частью истории и мифологии Дальнего Востока», — говорит Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.
Впрочем, темы экспозиций, которые организаторы придумывают для Владивостока, разнообразны. Минувшим летом в Приморской картинной галерее прошла выставка: «Но если уж табак так нравится тебе…», название которой дала строчка из стихотворения Пушкина. На ней Эрмитаж показал около 60 предметов, связанных с табачной культурой европейцев конца XVII — начала XX века: табакерки, курительные трубки и мундштуки, кисеты и терки для табака, портсигары, спичечницы и пепельницы. В том числе — три табакерки, принадлежавшие Екатерине Великой, одна из которых сделана из золота в виде лежащего мопса.
Это был рассказ о традициях и обычаях, давно ушедших. Кто, например, помнит теперь, что на рубеже XVII – XVIII веков табак продавался в виде свертков, измельчать его приходилось вручную с помощью специальных терок? Или о том, что табакерки нередко использовались для передачи любовных записок? И о том, что даже не самая полезная привычка (такая, как курение или нюхание табака) может стать источником вдохновения для мастеров прикладного искусства.
Еще одну выставку подготовила к Дням Эрмитажа сама Приморская картинная галерея. Она называлась «Западноевропейская коллекция. Реставрация и атрибуция» и тоже была непосредственно связана с Эрмитажем. На ней можно было увидеть картины, атрибутировать которые помогли петербургские специалисты. К примеру, одно из центральных мест заняло полотно неизвестного художника «Кающаяся Магдалина» — копия знаменитой работы Тициана, которая хранится в Эрмитаже. Картина поступила в Приморскую галерею из музея-заповедника «Павловск» в 1967 году, после того как эрмитажные реставраторы провели все необходимые работы для ее сохранения.
До недавнего времени сотрудники галереи не знали, каким веком она датируется. Однако два года назад во Владивостоке побывала Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, хранитель коллекции венецианской живописи. Ирина Сергеевна предположила, что картина написана в мастерской Тициана и может быть датирована XVI столетием. В этом году специалисты тщательно осмотрели «Кающуюся Магдалину» еще раз. К мнению Артемьевой присоединилась Виктория Маркова, главный научный сотрудник Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Теперь на этикетке указано: «Неизвестный художник XVI века. Итальянская школа». И это единственная на Дальнем Востоке работа мастерской Тициана.
В программу Дней Эрмитажа, как обычно, были включены лекции, кураторские экскурсии по обеим выставкам, всевозможные детские занятия (в том числе для особых детей), викторина «Эрмитаж становится ближе» и многое другое.
Прошел традиционный мастер-класс для реставраторов и хранителей. В этом году его темой стала реставрация гипсовой скульптуры, и в нем приняли участие сотрудники музеев Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Читы, Якутска, Магадана, Красноярска, Комсомольска-на-Амуре и Благовещенска. А еще состоялась церемония гашения памятного почтового конверта. Его выпустила к открытию Дней Эрмитажа «Почта России», и он украшен изображением картины «У городских ворот» кисти Йоханеса Лингельбаха, голландского живописца XVII столетия (это полотно поступило в Приморскую картинную галерею из Эрмитажа в 1930‑х годах). После церемонии такие конверты были разосланы в Эрмитаж и другие российские музеи.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Владивосток с Петербургом и Эрмитаж с Приморской картинной галереей разделяют тысячи километров. Тем не менее они связаны множеством невидимых нитей, о которых снова и снова напоминают Дни Эрмитажа. И вполне естественно, что в ближайшие годы в столице Дальнего Востока откроется центр-спутник Эрмитажа. Для него уже выделено здание на Светланской улице — первой и главной во Владивостоке. Это административный корпус торгового дома «Кунст и Альбертс», возведенный в 1903 году по проекту архитектора Георга Юнгхенделя. Кирпичное строение в стиле романтического модерна считается одной из достопримечательностей города. Самые первые Дни Эрмитажа прошли именно тут, а сейчас готовится проект по приспособлению здания под музейное пространство. Через несколько лет здесь появятся выставочные и лекционные залы, специальное помещение для реставрационных мастер-классов и сквер «Эрмитаж».
Читайте также:
Музыкальная прогулка. В Эрмитаже открывается XIII сезон проекта «Петербургские набережные»
«Как избавиться от страданий». Эрмитаж продолжает сотрудничество с театром
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7765) от 08.10.2024 под заголовком «Эрмитаж во Владивостоке».
Комментарии