В Приморском парке Победы открылась выставка «Ленинградские светлячки»
Здесь открылась выставка «Ленинградские светлячки», приуроченная к 80-летию начала героической обороны и блокады Ленинграда. Семь молодых петербургских скульпторов создали произведения, посвященные военным дням. Проект поддержан Фондом президентских грантов и госкорпорацией «Росатом», куда входит Радиевый институт им. В. Г. Хлопина, и проконсультирован Музеем обороны и блокады Ленинграда.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
По словам Ольги Маркарян, куратора выставки, она предложила скульпторам две основные темы – светомаскировка города и авиационная защита Ленинграда. Выбор места для показа связан с обновлением парка как общественного пространства, где свое место займут выставки современного искусства под открытым небом. В данном случае было важно выбрать место подальше от шумных аттракционов. Такое нашлось на берегу Южного пруда. «Светлячки» – так называли блокадники значки, которые они носили на верхней одежде, чтобы видеть друг друга в темноте. Светящийся состав, содержащий радий, был разработан группой сотрудников Радиевого института во главе с профессором Александром Вериго – ученые оставались в блокадном Ленинграде. Существует легенда, что сырья не хватало и тогда сотрудники института скоблили поверхности стен и потолков лабораторий, чтобы добыть драгоценный элемент.
Этот же состав наносился на приборы в самолетах, защищавших город. На аэродроме в Горской неподалеку от Лахты базировался полк «Ночных истребителей», которые вылетали на защиту Ленинграда без освещения, в полной темноте. Сегодня с той стороны на город смотрит «Лахта-центр» – как образ будущего, ставшего возможным благодаря мужеству защитников Ленинграда.
Эпиграфом к выставке взяты слова Даниила Гранина: «Я не знаю, как надо рассказывать про блокаду», – это признание он сделал в начале работы над «Блокадной книгой». С ним соглашается художница Ася Маракулина: «Мы, молодые, не можем в полной мере представить себе опыт блокады, как не можем узнать человека до дна, вглядываясь в его глаза». Ее объект «Свидетели» представляет собой «зрачки» из проволоки, натянутой между деревьями. Они следят за нами с неба, но мы не можем их «прочитать».
«Радий» Владимира Андреева – кинетическая скульптура, модель атома радия. Когда дует ветер, «электроны» ловят движения воздуха и атом начинает вращаться, напоминая об энергии, которая была передана блокадным «светлячкам».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Инсталляция «Окна Ленинграда» Александра Кита напоминает о заклеенных, как будто перечеркнутых, блокадных окнах. По словам автора, он не сразу согласился участвовать в проекте на такую трудную тему. Все решило воспоминание о рассказах бабушки. Как-то во время блокады она сидела у такого заклеенного окна, когда рядом произошел взрыв. Осколок пробил стекло и попал ей в глаз. К счастью, зрение удалось спасти.
Скульптура из металлических трубок «Тень» Александра Перминова посвящена тем, кто не пережил блокаду. От человека со «светлячком» на груди осталась тень и светящаяся точка – «радиевый след», как образ памяти, которая долго не погаснет.
«Радиолокация» Полины Уваровой напоминает про установки, защищавшие ленинградское небо от налетов вражеской авиации.
Антенны ранних радиолокаторов представляли собой натянутые и перекрещенные металлические тросы. В инсталляции художницы на перекрестьях – лица блокадников, как выживших, так и погибших. «Антенна» художницы улавливает память о них.
Антон Шульгин в объекте «Души» предельно заостряет тему памяти. На установленном вертикально железном столбе вырезаны фигуры людей. Луч света проходит сквозь столб, выделяя очертания, как символы душ. «Обо всех ли мы помним?» – спрашивает автор, разместив часть фигур у подножия столба, а часть закопав в землю. «Мы их не видим, но они здесь же... те, кто забыт», – говорит Шульгин.
Финал выставки – объект «Траектории» Константина Новикова. Два зеркала отражают петербургское небо. Если присмотреться внимательнее, то на одном нанесены траектории самолетов во время воздушных боев над Ленинградом. А на другом – как видели это небо на своих приборах советские летчики-истребители. В попытке разглядеть все подробности зритель видит в зеркале себя и два неба – военное и мирное.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7021) от 01.10.2021 под заголовком «Светлячки памяти».
Комментарии