В Президентской библиотеке прошли поэтические чтения

В Президентской библиотеке прошли поэтические чтения, приуроченные к 130‑летию со дня рождения Марины Цветаевой.

В Президентской библиотеке прошли поэтические чтения | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Темой для разговора и осмысления стало эссе «Искусство при свете совести», написанное Цветаевой в 1933 году в Париже. Участниками — московские и петербургские поэты, литературоведы. Искусство и совесть — как они сопрягаются? Что такое «совесть поэта»? Возможно ли «искусство без искуса»?

Как считает профессор Литературного института им. М. Горького Олеся Николаева, над этими вопросами задумывается каждый пишущий, каждый, опаленный «дуновением вдохновения». Но единственно верного ответа нет. Ни на один из вопросов. И первое, что сделали участники чтений, — поймали автора на… слове. «Цветаева и в этом эссе, и во всей своей прозе постоянно противоречит сама себе, говорит взаимоисключающие вещи, — подметил петербургский поэт, исследователь русского авангарда Арсен Мирзаев. А потом добавил: — Именно из этих противоречий рождается ее неповторимый стиль».

С ним согласились поэт и переводчик Герман Власов, теоретик искусства Джон Наринс. А вот Фаина Гримберг (тоже поэт, переводчик и прозаик) эти противоречия, кажется, сумела разрешить. Она говорила о том, что Цветаева прожила жизнь и стихи в парадигме не своего времени, а в духе эпохи романтизма. В том пространстве, где­ ­поэту, точно так же, как «ветру и орлу и сердцу девы нет закона» (Пушкин). А если и есть, то только свой собственный.

«Часто сравнивают поэта с ребенком по примете одной невинности. Я бы сравнила их по примете одной безответственности. Безответственность во всем, кроме игры, — пишет Цветаева. — Когда вы в эту игру придете со своими человеческими (нравственными) и людскими (общественными) законами, вы только нарушите, а может, и прикончите игру. Привнесением совести своей — смутите нашу (творческую)».

То есть единственный камертон поэта — верность своему дару, вдохновению. Которое далеко не всегда синхронизировано с человеческой, временной моралью, «бытовой совестью». Тем более что от века к веку нормы морали меняются. И то, что вчера казалось недопустимым, сегодня может приветствоваться и поощряться ­обществом. Или наоборот.

«Вопрос о совести — очень ­современный вопрос, — уверен Джон Наринс. — Мы стали свидетелями потрясающей трансформации общества. 50 лет назад было абсолютно невозможно писать литературоведческие статьи с каким‑то личным суждением. Ученые стремились к объективности. Сегодня мы дошли до противоположного. От ценностей Нового Завета — к ценностям Ветхого. Нравственная высота в наше время доказывается силой нашего осуждения». И поэт оказывается заложником морали. Он, по негласному соглашению, должен служить проводником ценностей, навязанных ему извне… Такова нынешняя внешняя совесть. Но есть и внутренняя. И современная гиперболизация общественной совести, морали — «огромный вызов совести внутренней».

«Сегодня поэтическое общество очень сильно ощущает давление, нравственные требования извне». Впрочем, так уже было. И не один раз. И есть что‑то завораживающее в этом круговороте. Может ли искусство изменить мир? Надо полагать, вопрос этот вечен. Как и стихи, которые в завершение встречи прочитали ее участники в Президентской библиотеке.


#библиотека #Цветаева #поэзия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7294) от 10.11.2022 под заголовком «Что такое «совесть поэта»?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?