В Полярном флигеле Шереметевского дворца — Музея музыки открыта выставка «Суд Париса. Рождение богини»

Как уже знают читатели, в ноябре в нашем городе, по традиции, прошел международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.». Танцовщики разъехались, а вот выставка, венчающая фестиваль, останется с нами до весны. В прошлом году частью фестиваля была выставка «Любовь к трем апельсинам», рассматривавшая отражение Венеции Казановы в петербургском искусстве Серебряного века. Название нынешней выставки «Суд Париса. Рождение богини» отсылает к античному мифу о Парисе, который разрешил спор трех богинь, отдав золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» Афродите. Выставка и открывается картиной на этот сюжет — полотном Антона Рафаэля Менгса из эрмитажного собрания. Но речь идет о богинях земных — русских актрисах XIX — начала XX века. А в роли Париса, по замыслу организаторов, выступает публика. Выставка состоит из четырех частей. В первом зале выставочной анфилады «Мои богини!» — почти ковровая развеска. Десятки портретов русских актрис — от Екатерины Семеновой, музы трагедии, воспетой Пушкиным (предположительно, портрет написан самим Кипренским), и рано умершей Варвары Асенковой, блиставшей на подмостках Александринского театра, до звезд советской эпохи.

В Полярном флигеле Шереметевского дворца — Музея музыки открыта выставка «Суд Париса. Рождение богини» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Разговор со Сталиным

Часть работ экспонируется впервые. Например, портрет балерины Татьяны Вечесловой, предоставленный ее сыном Андреем Кузнецовым. Написан портрет Валентиной Ходасевич — с блеском. Глаза модели — совершенно живые, взгляд — магнетический.

Портрет балерины Марины Семеновой кисти Альфреда Эберлинга тоже видели немногие. Он прибыл на выставку из Академии русского балета имени Вагановой. Написан в 1937 – 1940 годах. Композиция сложная: картина в картине, образ модели как бы двоится. Мы видим ее на заднем плане в образе Одетты в «Лебедином озере», а на первом — в жизни, после спектакля. Семенова еще в пачке и пуантах, на плечи накинут теплый платок. Улыбаясь, она говорит по телефону. С кем? По этому поводу есть несколько версий. Согласно одной из них, ее собеседник — Сталин. Портрет показывали на выставке в Ленинграде в 1940 году, а затем он долго оставался в мастерской художника. Перед смертью он завещал передать его художественное наследие в дар разным музеям. Эберлинг был ценителем балета и… красоты балерин. В зале воссоздан уголок его мастерской, где на мольберте стоит набросок к портрету Тамары Карсавиной, с которой у него был роман.

«Моя публика бельем не машет»

Три последующих зала выставки носят названия «Путь на Олимп», «Путь на Голгофу» и «Светлый путь». Это дуэты. Каждый из залов посвящен двум актрисам. «Путь на Олимп» представляют Мария Савина и Вера Комиссаржевская, друг друга, мягко говоря, не любившие. Между портретов этих великих женщин — изображение живописного плафона Александринского театра, которому они служили. Историки театра до сих пор не пришли к общему мнению — ушла ли Комиссаржевская из Александринки из‑за Савиной или просто потому, что стремилась к новому в искусстве, а императорский театр был довольно консервативным.

Кое-что о взаимоотношениях двух актрис посетители выставки могут узнать из текстов. Вообще текстов на этой выставке много, порой, кажется, слишком много. Но это объяснимо: далеко не все знают биографии театральных актрис прошлого, какие роли они играли, как оценивали их творчество современники. Но как подать тексты, чтобы не отпугнуть публику, пришедшую все же не читать, а смотреть на красоту? Решили — в форме стилизованных страничек «ВКонтакте» — постов и комментариев к ним. Решение спорное, уязвимое для критики. Но этот прием позволяет создать многоголосие, собрать пазл из откликов на то или иное событие многих людей, проследить связи между ними. Вот страничка Веры Федоровны Комиссаржевской. Читаем перепост статьи кого‑то из критиков той поры: «Бенефис Комиссаржевской прошел с треском и блеском. Публика любит ее до безумия. Ее засыпали цветами и подарками. С верхних ярусов махали платками». Под постом комментарий Марии Савиной: «Моя публика бельем не машет». Дальше крик души Комиссаржевской: «Ролей нет. Все роли играет Савина».

Суд Париса2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Обратите внимание на редкую фотографию: платья Веры Федоровны в камере Санкт-Петербургской больницы им. Боткина, предназначенные для дезинфекции и уничтожения. Та, которую боготворила публика, кем восхищался Блок, в кого был влюблен Валерий Брюсов, была все‑таки не богиней, а человеком. Актриса поехала в январе 1910 года в турне по городам Туркестана. В Ташкенте заразилась оспой и в мучениях умерла. Читаем на «ее» страничке «ВКонтакте» «пост» Владимира Теляковского, директора Императорских театров: «Сегодня утром мне доложили ужасную новость — что скончалась от черной оспы В. Ф. Комиссаржевская, краса русского драматического театра. Когда я об этом сказал Савиной, она чуть не упала в обморок».

«Господа, вы звери!»

О театре первых послереволюционных лет, экспериментальном, авангардном, речь в зале «Путь на Голгофу». Он посвящен Зинаиде Райх и Алисе Коонен.

Обеим актрисам повезло с мужья­ми. Зинаида Райх после развода с первым мужем Сергеем Есениным обрела счастье с Всеволодом Мейерхольдом. Алиса Коонен, начинавшая в МХТ, стала женой и музой Александра Таирова и примой созданного им Камерного театра.

Талант Коонен признан всеми историками театра. По поводу Райх спорят до сих пор. Была ли она хорошей актрисой или ее просто очень любил Мейерхольд, отдавая главные роли и терпеливо работая с ней над ними, расписывая каждый жест, каждую улыбку? Можем только предполагать, принимая на веру статьи критиков той поры, воспоминания современников. Но как не верить, например, Михаилу Чехову, отмечавшему и талант, и красоту Зинаиды?

Оба театра были закрыты по распоряжению властей.

Таиров вскоре после уничтожения его детища, дела всей жизни, умер в психиатрической клинике. Алиса Коонен пережила его, но жизнь без театра была для нее хуже смерти.

История Мейерхольда и Райх еще страшнее. Мейерхольда после закрытия ГОСТИМа арестовали и после пыток расстреляли. А Зинаиду Райх убили в ее же квартире спустя полгода. Официальной версией было ограбление. Хотя ничего не было украдено. На ее похороны никто из коллег не пришел…

Среди ее многочисленных фотографий и портретов я бы выделила рисунок Рустама Хамдамова, изобразившего Зинаиду Райх эскизно, но очень узнаваемо, подчеркнувшего ее нежность и хрупкость. Кажется, сейчас это эфемерное создание скажет, как актриса Ольга Вознесенская в «Рабе любви»: «Господа, вы звери!».

Воины науки и труда

Завершает выставку еще одна прекрасная пара — звезды сталинской эпохи Любовь Орлова и Марина Ладынина, бывшие идеалом красоты для миллионов советских кинозрителей.

Здесь много киноафиш. А рядом — «Женщина с напильником» Александра Самохвалова, «Ударницы» Павла Филонова, «Комсомолки. Подмосковный молодняк» Константина Юона. В тридцатые возобладал новый тип женской красоты — «Венера Советская». Александр Вертинский, обращаясь к Валентине Саниной, пел: «Хорошо, что вы не здесь, в Союзе. / Что б вы делали у нас теперь, когда / Наши женщины — не вампы, не медузы, / А разумно кончившие вузы / Воины науки и труда?». Но среди воинов науки и труда тоже были красавицы.

Не только дворянка Орлова, но и Ладынина, родившаяся в крестьянской семье в селе Скотинино, даже когда играли ткачиху-стахановку или свинарку, излучали с экрана звездный блеск. Им подражали миллионы. Центр экспозиции — портрет Любови Орловой работы Кати Филипповой, выполненный в стилистике неоакадемизма. Любовь Орлова в стразах, блестках, неземном сиянии — икона стиля, идол толпы. Кстати, у этой художницы есть и выполненный в том же стиле портрет Марины Ладыниной — дивы в кокошнике, золотой парче, розах и с поросеночком на руках (картина была продана в 2008 году на аукционе «Сотби»).

В целом получилась не просто красивая выставка о красивых женщинах, а выставка-исследование. Как сказала на открытии Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства, выставка трудная, сложная. Читать придется много, но полученные знания стоят некоторых усилий. Покидая выставку, не забудьте о том, что зрителю здесь отведена роль Париса. Отдайте яблоко прекраснейшей. Хотя, конечно, выбор у нас посложнее, чем у Париса. Он‑то выбирал из трех богинь, а здесь придется из сорока.


#выставка #музей #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7565) от 13.12.2023 под заголовком «Дайте «Нику» этой богине».


Комментарии