В Пикетном зале Эрмитажа открылась выставка «Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII – XX веков»

В Пикетном зале Эрмитажа открылась выставка «Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII – XX веков» | ФОТО Ивана ТЕМНИКОВА

ФОТО Ивана ТЕМНИКОВА

В витринах — 180 нэцкэ. Из них только 32 — эрмитажные, остальные предоставлены частными коллекционерами.

Коллекция нэцкэ Государственного Эрмитажа — крупнейшая в России. Ее ядро составляет соб­рание барона Александра Штиглица, оно было передано в Эрмитаж в 1926 году. Впоследствии она пополнялась за счет покупок у частных лиц и в настоящее время насчитывает более 1500 предметов. И все же ни одна коллекция, будь она музейная или частная, не может быть исчерпывающей. Привлечение к созданию выставок коллекционеров помогает представить то или иное направление искусства более полно. Кроме того, публика может увидеть предметы, которые обычно недоступны.

В предыдущей выставке нэцкэ в 2016 году участвовали четыре коллекционера. Сейчас к этой коман­де прибавились еще два собирателя — Александр Кулиш и Виктор Пузнянский.

Что такое нэцкэ? «Обвесы» вроде тех, какими принято декорировать сейчас модные сумки? Брелоки? Обереги? Любимые игрушки взрослых людей?

Все перечисленное, но не только. Причина появления и распрост­ранения нэцкэ чисто практическая. Дело в том, что в японском мужском костюме не было карманов. Но как же можно обойтись без нужных мелочей — таких как табак, трубка, кисточка для письма, тушь, лекарство? Носить массу мелких вещиц в руках или в рукаве, согласитесь, не­удобно. Их стали складывать в небольшие коробочки (инро и сагэмоно) и подвешивать на шнуре к поясу кимоно. А миниатюрные скульптурки — нэцкэ — служили противовесом. Поскольку нэцкэ крепились к одежде, часто сшитой из шелка, к ним предъявлялись особые требования. Нэцкэ должны были быть без острых углов — чтобы не порвать одежду и не колоть ее владельца в бок. Потому возоб­ладала округлая или плоская форма.

Одним из самых распространенных материалов было дерево, разные его породы: самшит, кипарис, вишня, тис. А вот слоновую кость импортировали, потому стоила она дорого. Мастера при работе над нэцкэ экономили каждый кусок. Это заметно по представленным фигуркам из кости. Вот, например, лошадка из слоновой кости с инкрустацией. Она изображена в повороте, голова наклонена вниз. Поза изящная, живая, при этом просматривается зависимость от конусообразной формы бивня. Иногда использовались камни — кораллы, жемчуг, но чаще как дополнения к основным материалам. На выставке можно полюбоваться драконом, который держит большую жемчужину.

Нэцкэ5_Фото Ивана Темникова.jpg
ФОТО Ивана ТЕМНИКОВА

Анна Савельева, куратор выставки, заведующая сектором Дальнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа, рассказала, что поначалу мастера не подписывали нэцкэ. Лишь со временем при помощи тщательного стилистического анализа удалось разделить школы, установить имена некоторых великолепных мастеров. Так, например, на выставке можно увидеть фигурки «Буйволицы» и «Буйвола» резчика Томотада, знаменитого мас­тера, основавшего школу резьбы миниатюрной скульптуры в Киото. Или обаятельные работы резчика Масанао. Среди самых узнаваемых его героев — забавные тигры с пухлыми щечками и пушистыми бровями.

Образы мастера-резчики черпали из природы, мифов и сказок. Много нэцкэ в виде календарных животных (хорошо знакомых современным европейцам, привыкшим отмечать Новый год по‑восточному). Есть маски театра Но. Есть бытовые сюжеты. Много богов и демонов…

Нэцкэ — очень тонкая работа. Ювелирная. Вспоминается русский Левша, подковавший блоху. Рассматривая фигурки в подсвеченных витринах, порой жалеешь, что не захватил с собой лупу.

Одним из первых коллекционеров нэцкэ в Советской России был Максим Горький. Сейчас собрание Горького хранится в его доме-музее в Москве на Большой Никитской улице.

А знаете, как связано утонченное искусство японских нэцкэ и русский рок? Легенда русского рока Виктор Цой был талантливым резчиком по дереву. В юности он увлекался созданием нэцкэ, которые раздаривал друзьям.

Нэцкэ7_Фото Ивана Темникова.jpg
ФОТО Ивана ТЕМНИКОВА

Увлечение искусством нэцкэ в СССР 1970 – 1980‑х возникло во многом благодаря писателю Анатолию Рыбакову и его детскому детективу «Каникулы Кроша». Главный герой — московский школьник Сергей Крашенинников раскрывает тайну похищенной коллекции нэцкэ. Фигурирует там и нэцкэ «Мальчик с книгой». Его прототип хранится в Эрмитаже. «Мальчик пристально вглядывается в даль. Что видят его глаза? Таинственные образы проносятся в детских мечтах, подобно песням птиц…» — пишет Рыбаков об этом нэцкэ. И — о силе искусства. В 1980 году вышел снятый по мотивам книги четырехсерийный телевизионный фильм, имевший огромный успех. Кто был ребенком во времена Советского Сою­за, наверняка смотрел. Во всяком случае многие коллекционеры, собирающие нэцкэ, говорят об этом фильме, который и пробудил их интерес к тайнам миниатюрной японской скульптуры.

В настоящее время в Японии интерес к нэцкэ угас, но в европейских странах и в России спрос на миниатюрные скульптуры достаточно высок. Вполне возможно, что уже появились новые собиратели. А значит, через несколько лет можно ждать новую выставку нэцкэ.

Выставка продлится до 19 января 2025 года.

Возрастное ограничение 12+

Читайте также:

В Приморской картинной галерее состоялись девятые Дни Эрмитажа во Владивостоке

Музыкальная прогулка. В Эрмитаже открывается XIII сезон проекта «Петербургские набережные»


#Эрмитаж #выставка #нэцкэ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7772) от 16.10.2024 под заголовком «У кимоно нет карманов».


Комментарии