В петербургской библиотеке открылась выставка, посвященная Александру Грину

«Шуваловская пристань Алых парусов» – так называется выставка в библиотеке на Елизаветинской улице, посвященная писателю Александру Грину. Рядом – Третье, или Нижнее Большое Суздальское озеро, железнодорожная станция Шувалово. Места, до сих пор еще хранящие очарование дачной местности начала прошлого века...

В петербургской библиотеке открылась выставка, посвященная Александру Грину | ФОТО Арины ГРОМОВОЙ

ФОТО Арины ГРОМОВОЙ

Место для выставки выбрано очень не случайно,  – говорит ее организатор публицист Светлана Бардина, исследователь творчества писателя.  – Озерки и Шувалово непосредственно связаны и с биографией Александра Грина, и с его творчеством. В этих местах он встречался с Верой Павловной Абрамовой, своей невестой, будущей первой женой. Известны два его адреса, где он бывал либо останавливался: на Эриванской (бывшей Ольгинской) и Софийской улицах.

#INJECT_1#

Последний указан в письме, отправленном весной 1909 года Алексею Максимовичу Горькому, в нем Грин просил опубликовать свои рассказы в сборниках издательства «Знание». А осенью того же года в утренних выпусках газеты «Биржевые ведомости» напечатали рассказ Грина «Дача Большого озера». Судя по всему, прототипом этой дачи отчасти послужил дом, в котором какое-то время жил Грин.

А в 1917 году в журнале «Новый сатирикон» было опубликовано стихотворение Александра Грина «Буржуазный дух», в нем были и такие строки: «Мы летом все на даче. Озерки // Волшебное, диковинное место...».

Библиотека, где открылась выставка, находится прямо рядом с той самой Софийской улицей. Здание старинное, деревянное, с верандой и мезонином. Известно, что в начале ХХ века, перед революцией, в нем находилось питейное заведение, и вполне возможно, что Александр Грин бывал в нем. Но даже если нет, то мимо этого дома обязательно проходил. Просто не могло быть иначе.

 – Предложение устроить выставку исходило от меня,  – признается Светлана Бардина.  – Сотрудникам библиотеки эта мысль также показалась интересной, как и мое предложение присвоить ей имя Александра Грина (в Петербурге до сих пор нет библиотеки, названной в честь писателя!) и выделить в ней небольшой уголок для музея. Правда, в следующем году здание пойдет на ремонт, но после него можно будет вернуться к этой идее.

...Наверное, едва ли можно найти в нашем городе человека, более увлеченного творчеством Александра Грина, чем Светлана Бардина. А ведь поначалу ее намерения были достаточно скромные  – просто водить экскурсии по гриновским местам Петербурга, чтобы о писателе больше знали.

Теперь она  – и автор книги «Петербургская гавань Александра Грина», в которой использованы архивные материалы, прежде не известные широкой публике, и организатор сообщества «Северная Гринландия», объединившего почитателей творчества писателя. В их числе  – литературоведы, историки, краеведы, а также обитатели тех домов, где когда-то жил Александр Грин.

А еще Светлала Бардина  – создатель виртуального музея Грина, существующего пока в Интернете. И выставка в библиотеке на Елизаветинской  – своего рода его выход в реальную жизнь. Среди экспонатов  – фотографии, копии рукописей, прижизненные издания Александра Грина.

 – Мне хотелось в каком-то смысле восстановить справедливость,  – говорит Бардина.  – Ведь имя Грина, создателя фантастической страны Гринландии, где всегда светит солнце и сбываются мечты, традиционно связывают с Крымом. Однако настоящая Ассоль, которой посвящена феерия «Алые паруса», повстречалась Грину не на южных улочках, а на Невском проспекте. Да и галиот «Секрет» вышел не из порта Феодосии или Севастополя, а, фигурально выражаясь, из гавани на Васильевском острове. О петербургском происхождении героев гриновских книг многие не подозревают, как и о том, что их автор провел в нашем городе треть жизни, с 1905-го по май 1924 года.

Украшением выставки служит гипсовый бюст Александра Грина. Скульптор Елена Максимова начала работать над ним еще два года назад, а на завершающей стадии к работе подключился известный архитектор Вячеслав Бухаев.

Остается надеяться, что эта скульптура станет моделью для настоящего памятника. Идей, где его установить, немало. Это и Озерки, и Васильевский остров. Почитатели Грина выступили с предложением присвоить имя писателя безы-мянному скверу на 11-й линии напротив дома # 44, где он жил в 1907  – 1908 годах. В нем была первая семейная квартира писателя. Как раз в то время, когда он получил из печати свою первую книгу  – «Шапка-невидимка».

P.S. Александр Грин в виде гипсового изваяния вернулся в места, где все начиналось: и творческая работа над бюстом в скульптурной мастерской, и роман писателя с первой женой. Кстати, даже такому необычному хранителю библиотеки, как кошка Багира, модель понравилась.


#выставка #писатель #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7003) от 06.09.2021 под заголовком «Озерковская Гринландия».


Комментарии